Больше двух лет на территории Сысертского района находится особо охраняемая природная территория, названная «Бажовские места». Эта территория организована постановлением правительства Свердловской области.
Сысертский район – это удивительное место, живописные пруды и реки, чистые родники и ручьи, величественный лес. В лесах – памятники природы и истории. Еще в коммунистические времена партийные лидеры по достоинству оценили эти места. Здесь стали создаваться дома отдыха и санатории.
Чему же удивляться, когда в условиях свободного рынка и демократии все возможные участки скупили под строительство коттеджей, санатории выкупили и сделали местами отдыха и развлечений?! Да, Сысерть стала уральской «рублевкой». В лесах некогда богатых дичью стали нещадно истреблять животных браконьеры и недобросовестные должностные лица охотобществ. Покосы уже не косят, поля опустели и стали зарастать.
Огромное количество туристов тянется каждую пятницу к живописным берегам прудов. Все они везут мусор – это тара и упаковка, это фантики и битое стекло. Взять к примеру, «визитную карточку» Сысерти – Тальков Камень. Еще недавно на его берега свободно заезжали машины. Огромные кучи мусора заполнили все ямки в округе. Экологическая катастрофа нависла над любимым местом сысертчан.
И такая же картина была у Хрустального пруда, на берегах Верх-Сысертского пруда и Марков камня. Все леса завалили строительным мусором дачники. В лесах не стало животных и птиц – их просто истребили.
В это время и появился парк. Самые красивые и ценные места в Сысертском районе взяли под особую защиту. За эту работу взялся небольшой коллектив. Этим людям небезразлично, что оставит Сысерть своим потомкам.
Естественно, что у парка сразу появились враги и завистники. Ведь не будешь убивать животных, не зная меры, когда ежедневно в лесу дежурят инспекторы. Уже страшно свалить мусор у дороги, ведь в любую минуту тебя могут поймать. Не поставить сети километрами на наших прудах, ведь там постоянно проходят рейды. Невозможно отхватить кусок леса и оформить его под новые коттеджи – он под особой охраной Правительства.
За два года сложно изменить мир к лучшему, сложно научить людей уважать свою родину. Но кое-что сделано. За 2008 год полностью очищены пруд Хрустальный, озеро Щучье и Марков камень, Асбест камень и многие другие. С одного только Тальков камня было вывезено несколько тонн мусора.
Инспекторами парка за время работы было поймано больше двух десятков браконьеров, выявлено свыше 20 фактов нарушений в лесах и больше 50 других нарушений, снято больше 15 километров сетей. Потушено 3 пожара. Инспекторы взаимодействуют с милицией и различными ведомствами. Они строят кормушки для животных, сеют поля и развозят корма не для охоты, а для того, что бы восстановить прежнюю численность и видовое разнообразие животного мира. Парк зарыбил водоемы, проложил новые туристические тропы. На территории действуют ограничения, но они нужны, чтобы сохранить нашу природу!
Никто не запрещает собирать грибы и ягоды в парке. Ходить и любоваться красотами. Напротив, парк создает беседки и скамейки, развешивает указатели и информационные таблички. Однако, это не нравиться тем, кто привык брать от природы все до последнего. Несознательным охотникам, которые, не строят кормушки и не охраняют животных, а только продают право за большие деньги их убивать – не нравиться контроль инспекторов. Лесорубам, кто валит лес, воруя его у государства – не нравиться, что лес под охраной. Рыбакам, которым не нужны удочки, которые ставят сети, – не нравиться, что на воде теперь патрульная лодка. Многие пытаются скомпрометировать парк, чтобы жить, как раньше, наживаясь на природе.
Работа парка отмечена грамотами Министерства природы и Департамента по охране и контролю животного мира Свердловской области.
С этого года парк ввел платную услугу по пользованию тропами и стоянками в районе Тальков камня. Символическая сумма в 20 рублей для жителей Сысертского района. Она с трудом позволяет закрыть расходы по уборке этого прекрасного места. Кто ходил на озеро Тальков камень по новым обустроенным маршрутам с интересными стендами, со скамейками и беседками возвращались с благодарностью, что наконец-то стало чисто и уютно. Но и это вызвало протест отдельных граждан, якобы им не дают пользоваться лесом бесплатно. Но, позвольте, сколько могут наши дети убирать за нами же, а главное – за туристами, которые бесплатно пользуются красотами и гадят на них?! Сколько можно требовать от природы и государства, ничего не давая взамен? Эти 20 рублей идут на развитие парка, на то что бы он стал чище и красивее, безопаснее и приветливее. Они тратятся – на нас с вами. Это вынужденная мера! Пока люди не научатся уносить за собой мусор и не портить то, что создано для них же человеком и природой.
Часто возникают споры о правомерности этих действий. Ошибочно считается, что деньги собирают за вход в лес. Природный парк – это государственное учреждение. В его работе нет задачи зарабатывать деньги. В соответствии с федеральным и областным законами об особо охраняемых природных территориях, природные парки могут осуществлять коммерческую деятельность, не противоречащую их задачам, и вырученные средства направлять только на развитие парка. Распоряжением директора утвержден прайс на услуги, оказываемые парком. Прайс создается на основе смет, которые утверждаются министерствами Свердловской области. В этой смете указываются обоснования, на что расходуются средства, заработанные на услугах парка.
Наше учреждение проводит экологические экскурсии со школьниками и коллективами, оказывает туристические услуги. В том числе создает и содержит тропы. Именно за пользование тропой вас просят заплатить при входе на мостик, ведущий на Тальков камень.
Что значит пользование тропой и зачем вообще нужны эти тропы? К удивительным красивым и чистым местам природы идет большое количество человек. Тропа вытаптывается, вскоре на ней не остается травяного покрова, а затем и дерна. Дожди и снег вымывают мягкую почву, превращают тропу в грязное месиво. Люди обходят это место, топчут новую тропу. Вода, сбегая со склонов, вымывает грунт, который уже не держат корни вытоптанной травы, создает промоины, которые превратятся в овраги, изменяя ландшафт, да и лес в целом. А люди продолжают делать все новые и новые тропы, обходы и объезды, уничтожая траву и редкие растения. Рядом с дорогой кидают мусор. Это называется бесконтрольная антропогенная нагрузка на природу.
Чем привлекательнее место, тем больше туда идет и едет людей, тем выше нагрузка. Если она превысит уровень самовосстановления природы, то начнется ее безвозвратное уничтожение. Редко кто задумывается о таких вещах, когда гуляет по лесу, но пример такого разрушения легко увидеть на старой дороге к Тальков камню.
До создания парка там ездили машины, прорезая глубокие колеи. В лесу были вытоптаны бесчисленные тропинки, разбитые в грязь ногами туристов, среди многообразия которых можно было заблудиться. Уже сейчас из-за этого происходит разрушение рельефа Черновского увала. Мы с вами, это, возможно, не увидим во всей красе, но дети и внуки уже не смогут насладиться лесами.
Чтобы исключить разрушение природы посетителями, в парках и создают экологические тропы. Их оборудуют указателями и различными объектами, такими как мостики в болотистых местах, ограждениями в местах, где есть ценные растения, скамейками и беседками, чтобы люди могли с удобством отдохнуть. Естественно, что на тропах постоянно собирается мусор. Все это делает парк. За это и просят заплатить на входе. А деньги направляются на уборку мусора, на восстановление уничтоженных вандалами табличек и беседок, на развитие новых маршрутов. Никто не заставляет вас платить за проход по лесу. Вы, покупая билет, приобретаете право пользоваться имуществом парка, не нанося своим визитом вред природе.
Каждую неделю территория Тальков камня убирается от мусора, 2 раза в месяц вывозится мусор в объеме самосвала!
Легко представить себе не только помощь природе, но и затраты на эти работы. Каждый купивший билет не только не топчет редкие травы, идя по размеченной тропе, пользуется стоянками и скамейками, видит чистый лес и озеро, но и вносит свой посильный вклад в уборку и охрану этого места. До каких пор мы будем оставаться безответственными потребителями, требовать от государства убирать наш же мусор? Сколько можно допускать, что бы мусор за туристами на Тальков камне убирали дети-добровольцы, требовать бесплатные беседки и красивые тропы?
20 рублей – не значительная сумма. Эта цифра установлена решением директора на основании его прав управления учреждением. В других парках цена билета больше ста рублей.
Так нужен ли нам такой парк? Нужен ли кто-то, кто будет следить за тем, что осталось, приумножать и улучшать? Парк, который может стать лицом Сысерти, без мусора и браконьерства? С безопасными для природы тропами и комфортными беседками, куда не боясь и не стыдясь можно привести детей, иностранцев. Где можно услышать пение птиц и самому увидеть косулю?
Тем, кто еще не ответил на этот вопрос, совет: сходите на Тальков камень по новой тропе и сделайте вывод. Двери парка всегда открыты тем, у кого душа болит за нашу природу.

платить должны все пока не научимся хранить то,что имеем. Иначе утонем в мусоре.
Гражданину А. Кувшинскому, директору природного парка «Бажовские места»
Цитата из Вашей статьи с соблюдением контекста – «Ошибочно считается, что деньги собирают за вход в лес. Природный парк – это государственное учреждение. В его работе нет задачи зарабатывать деньги.
В соответствии с федеральным и областным законами об особо охраняемых природных территориях, природные парки могут осуществлять коммерческую деятельность, не противоречащую их задачам, и вырученные средства направлять только на развитие парка».
Эти два абзаца здорово читаются и, соответствующим образом воспринимается более, или менее сведущим в экономике читателем Вашего опуса.
Одна из прямых местных пеших дорог за хорошими грибами и ягодами лежит как раз через Талик.
Сысертских жителей, как я понимаю, пытаются принудить тем, или иным образом идти в обход.
А на каких условиях вывозят сено осенью с покосов от Карандаша (одних из лучших в окрестностях)? Автомобильная дорога – то через Талик.
Местный народ платит налоги, том числе на содержание территории района, а тут еще на дороге к государственному лесному фонду стоят дополнительные мытари местного масштаба.
Две цитаты из статьи:
– «С этого года парк ввел платную услугу по пользованию тропами и стоянками в районе Тальков камня. Символическая сумма в 20 рублей для жителей Сысертского района».
– За вход в парк требуют «20 рублей – не значительная сумма. Эта цифра установлена решением директора на основании его прав управления учреждением. В других парках цена билета больше ста рублей».
В этой связи возникает несколько вопросов к А. Кувшинскому.
1. Каков денежный доход средней сысертской семьи и имеет – ли она возможность за плату в 20 рублей с каждого человека десяток раз в течение жаркого лета искупаться в искрящейся серебром воде Талика?
2. Каков же денежный доход гражданина А. Кувшинского – госслужащего в провинциальной России, которому сумма в 20 рублей кажется символической?
3. Уважаемый А. Кувшинский, хотелось бы получить информацию о парках, где стоимость разового посещения составляет 100 рублей за посетителя и как эти парки по уровню обслуживания соотносятся с парком «Бажовские места» ?
Я родился в Сысерти, обегал с ружьем почти весь парк, немного знаю закопушки.
Прошел подмосковный регион и иные области России.
На территории Москвы нет ни одного платного парка, парковой усадьбы, заказника.
В Московской области даже почти во все заповедники вход свободный.
Деньги зарабатывают на предоставлении услуг, подкрепленных рекламой.
Руководимая Вами государственная организация выглядит вялой в направлении развития легальной коммерческой деятельности на благодатнейшей территории района.
Собирать деньги с посетителей за вход это, очень мягко выражаясь, не солидно для организации.
P S
Написав текст, через пару дней перечитайте его. Узнаете много нового.
На корректоров «Маяка» даже не надейтесь.
Публицистический имидж только Ваш.
Природный парк создан Правительством области, т.е. он государственный, ПП это НЕкоммерческая организация,у которой получение дохода не основная задача и которую финансирует бюджет области! Значит граждане платят налоги, которые расходуются на Парк, а потом снова, второй раз платят за ВХОД. Получается двойная оплата содержания Парка.
Заметьте, был пожарный мост, недалеко от пешеходно-квадроциклетного нового моста, но пожарный мост не восстановили, но сломали. Спрашивается зачем? Ведь одна из целей Парка это охрана леса, а пожарный мсот напрямую нужен для охраны леса от пожара. Плата незаконна, тропы можете забирать, мне они не нужны, вред от увеличенного потока посетителей, которых привлекла реклама Парка больше, чем польза от троп, которые вы сделали для сохранения земли. Сами разрушаете Тальков камень и сами героически спасаете его?
Навязывать услуги НЕЗАКОННО, в гражданском праве есть принцип свободы заключения договора, а вы этот принцип нарушаете.