– Это первый цех. Здесь был штамповочный участок, участки по обработке шейки вала ротора и по его балансировке, по обработке статора, сборочный, ОТК. На втором этаже – обмоточный, где работали одни женщины. А вон тот белый домик выше по горке с провалившейся крышей – это медпункт. Вот здесь мы в обед отдыхали на лавочках – на их месте уже целый лес из кленов вырос, – экскурсоводом по территории бывшего электротехнического завода для меня стал мой муж, Гельс Ахметжанович, который в свое время проработал здесь 15 лет. Это для историков, краеведов, урбанистов эти цеха – чугунолитейный завод Турчаниновых – Соломирских. А для более, чем 600 семей сысертчан, в том числе и для нашей, он остается бывшим электротехническим заводом, на котором в советское время выпускали различные электродвигатели, в основном для стиральных машин.
– На этой площадке между цехами в свое время даже, говорят, волейбольная площадка была – я уж то время не застал. Потом здесь железный склад поставили. А вот это литейный цех, в старину он назывался доменным: в нем металл лили и в старые времена, и в наши. В здании много служб было: техотдел, конструкторское бюро, отдел главного механика, метизный участок, участок обработки щита. На втором этаже был инструментальный участок – вооон мое окно, пятое слева, – показывает рукой. – Там я и работал.
Идем дальше, заглядываем еще в одно окно.
– Здесь был компрессорный участок, – продолжает рассказывать мой супруг, – работали одни женщины. Внутри всегда было много комнатных цветов. А это место почему-то называли поскотиной, – от цеха шагаем к реке почти по лиственному лесу – до того все заросло. Забор, который раньше закрывал выход к реке, сейчас уже почти весь убран. И скажу я вам – такие виды на плотину, на воду открылись! Красота!
– На поскотину машинами везли и сваливали алюминиевые чушки, а мальчишки потом эти чушки в реку бросали, чтобы воду перегородить, они там рыбу ловили, – продолжает рассказ мой муж.
Когда завод закрылся, говорят, люди еще долго эти чушки из воды доставали и в металлолом сдавали – аллюминий же!
4 июня на территории бывшего электротехнического завода или чугунолитейного завода Турчаниновых-Соломирских – читайте кому что душе милее – прошел уже четвертый субботник подряд в рамках воплощения в жизнь проекта Агентства развития Сысерти(директор Ян Кожан) «Лето на заводе». Напомню, что проект стал одним из 55 свердловских некоммерческих организаций – победителей Фонда президентских грантов. Общая стоимость проекта около 5,5 миллионов рублей, в том числе 3,7 млн – это как раз грант. Эти средства пойдут – да что пойдут? Уже идут – на обустройство части территории старого железоделательного завода, чтобы открыть ее для горожан и туристов.
Мы уже писали о том, что сегодня стало очень модно давать вторую жизнь «бездыханным» ныне корпусам бывших промышленных предприятий. Построенным не только в советское время, но и на века раньше. Музеи, художественные галереи, концертные залы, бизнес-центры, магазины, рестораны, кафе, спортивные площадки, кинотеатры – все это может быть построено и оборудовано в стенах, где еще недавно лился металл и работали станки. Среди читающих эти строки обязательно найдутся такие, кто скажет: «Лучше бы завод сохранили или новое производство открыли». Лучше, хуже – кто сейчас возьмется что-то утверждать? Ну не получилось у электротехнического завода конкурировать с фирмами Bosch или Samsung! И никакой олигарх не захотел здесь цеха по сборке автомобилей и даже самокатов размещать. Олигархи любят у нас только отдыхать. Вот в этом направлении и будем развиваться – нравится это кому-то или нет.
Проект «Лето на заводе» – это лишь малая, я бы даже сказала малюсенькая часть того, что предполагается, планируется сделать в бывших заводских стенах. По этому поводу в прошлом году наш глава Д. А. Нисковских даже встречался с губернатором области, который идею поддержал. Были даже предварительно обговорены какие-то финансовые моменты – а речь идет о сотнях миллионов.
Но все это не сегодня, не сейчас. Сегодня – это «Лето на заводе». Проект предполагает, что часть территории завода между фасадом доменного цеха и стеной плотины, а также между двумя цехами(где в советские времена рабочие в волейбол играли) откроют для посещения. Должны появиться объекты общепита, спортивные площадки, как то: площадка для стритбола, скейт-парк. Должна быть центральная сцена, которая предполагается как раз на площадке – хотя она такая большая, что ее можно назвать площадью – между двумя основными зданиями-цехами. Лекции и мастер-классы, ярмарки, концерты, спортивные соревнования, просто какие-то молодежные тусовки – все это можно будет проводить здесь. Проект не заходит в цеха – особо подчеркиваю. Наоборот, их оградят, чтобы доступа туда не было. А то уже читаю в интернете от пыхтящих доброжелателей: мол, ну это до первого кирпича кому-нибудь на голову. А не надо туда лезть, не надо!
Здесь будет красиво, уютно, ярко. Самое главное – живо. Сознайтесь: вам не было грустно смотреть на один из главных еще совсем недавно сысертских заводов, который ржавел и разваливался, зарастал лесом у вас под боком, никому не нужный? Мне – да. И моему мужу тоже. И мы считаем – здорово, что здесь начинается новая жизнь. Мне понравилось, как сказал Алексей Казаков, которого мы увидели на субботнике.
– У меня батя здесь какое-то время работал, я пацаненком по этим берегам бегал. Молодцы, молодежь, что это дело затеяли. Дай бог, чтобы у них батарейки не сдохли и они бы это дело не бросили.
В субботу поработать сюда пришло, как нам сказала менеджер агентства развития Сысерти Ольга Козлова, около 25 человек. Были среди работающих и зрелые мужчины, и откровенные дети, и девицы в босоножках. Работы много: только убрать весь мусор, кусты и деревья, траву, что выросли здесь за четверть века, чего стоит. Побелить – покрасить, принести-унести, собрать-убрать. Обстановка – молодежная: играет музыка, волонтеров подкармливают салатиками, бутербродами, поят чаем. Весело и с пользой провести время – самое то. Но вот сысертской молодежи, особенно парней, я здесь особо и не увидела. А между тем, поработать сюда приезжают даже волонтеры из Патрушей. В этот день здесь были Людмила Шомина и Наталья Коршунова. А в прошлые выходные вчетвером приезжали.
Работа по воплощению проекта идет не только по выходным методом субботников, отнюдь нет. Привезен уже стройматериал, работа идет каждый день, даже с привлечением техники. На склоне со стороны дороги от храма уже несколько дней работает трактор – именно здесь будет вход на завод для горожан и туристов: спуск вниз по ступенькам.
С 10 июля по 7 августа на здесь пройдет так называемый Ural Creative Camp(почему все это по-русски назвать нельзя?). Что это такое? Здесь будет лагерь. 15 человек будут жить круглые сутки: работать, творить, мечтать, развлекаться. Из Москвы приедут наставники программы «100 городских лидеров» Агентства стратегических инициатив и архитекторы.
Еще 15 человек руководители программы приглашают тех, кто будет ночевать дома и приезжать в лагерь каждый день. А по выходным – как прежде, приглашаются все желающие поработать во славу родного города и края.
Скажу по секрету: говорят, к началу августа мы эту территорию не узнаем. Посмотрим?
Надежда Шаяхова

Слово “алюминий” пишется с одной “л”. Спасибо за статью!
“…Но вот сысертской молодежи, особенно парней, я здесь особо и не увидела.”
Может потому,что считают себя чужими на этом “празднике жизни”. Может не цепляет это молодёжь? или просто ей плохо преподнесли нужность и необходимость этого проекта?
Если копнуть глубже: 1) Вот организаторы- это ребята из Екатеринбурга. Как я понимаю они за это получают зарплату. Волонтеры же работают бесплатно. 2) Завод в частной собственности. Получается волонтеры бесплатно наводят порядок на чужом участке. Наверно собственник рад этому 3) Организаторы говорят, что планируют открыть там торговые ряды. Опять странно. Волонтеры работают там, чтобы в итоге туда пришел бизнес? А кому бизнес будет платить за аренду? Вряд ли волонтерам… Но если ребята-волонтеры получают удовольствие от процесса, то можно за них порадоваться.