-16.3 C
Сысерть
Среда, 11 февраля, 2026

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойНародные новостиИстория семьи в истории страны

История семьи в истории страны

Публикация:

Ярославцевы2 ЯрославцевыСовсем скоро – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, самый значимый наш всенародный праздник. В каждой семье чтут память своих родных и близких, имеющих отношение к разгрому немецких захватчиков. В Сысерти такие родственники есть и у меня. Это – Ярославцевы Николай Яковлевич и его сын Павел. В прошлом году я коротко написал о них («Маяк» от 02.04.2014 г). Сейчас, в канун юбилея, хочу рассказать о них подробнее.

Уже не очень молодые бездетные супруги Яков Мокеевич и Анна Каливановна Ярославцевы из поселка Юго-Камск, что в Оханском районе Пермского края, давно мечтали усыновить мальчика. Проживали в своем доме. Он работал сталеваром на Юго-Камском металлургическом заводе, и доходы позволяли семье жить в среднем достатке.

Однажды до Ярославцевых дошел слух о том, что в городе Оханске бедная прачка хочет отдать на воспитание в благополучную семью одного из двоих детей. Супруги разыскали домик, в котором проживала эта женщина. Ею оказалась Анастасия Михайловна Вшивкова, молодая мать – одиночка двоих малышей: двухлетней Веры и девятимесячного Николая. Доверчивая Анастасия родила их от солдата, который отслужив срок службы, отбыл домой и больш6е не вспоминал о своих отцовских обязанностях. Анастасия зарабатывала копейки, стирая белье у одной богатой семьи. Беспросветная бедность подвигла ее на крайнее решение: отдать Веру на воспитание в хорошую семью.

Супруги поведали ей о цели своего визита. Анастасия предложила им взять Веру. Но Ярославцевы просили отдать сына, на что мать ответила категорическим отказом – мальчик был еще очень мал и больше нуждался в материнской заботе.  Супругам удалось рассеять ее сомнения, пообещав любить ребенка, как родного. Мать поддалась на их уговоры и отдала Николая им в сыновья. Это событие произошло летом 1907 года. Забыть мальчика женщина, конечно, не могла – до конца своей жизни она поддерживала с ним добрые отношения.

Супруги сдержали свое слово и обеспечили Николаю безбедное детство. Усыновили его только в июле 1918 года, когда упростилась процедура оформления документов на усыновление. Таким образом, мальчик законно стал Николаем Яковлевичем Ярославцевым. Правда, благополучное его детство длилось недолго. Отец тяжело заболел и уже не мог, как прежде, материально обеспечивать семью.  Поэтому в январе 1917 года Николай, которому пошел только одиннадцатый год, поступил гвоздорубом на Юго-Камский металлургический завод, после работал формовщиком.

Во время гражданской войны Юго-Камск переходил из рук в руки: то к белым, то к красным. Население голодало. Чтобы зарабатывать на хлеб насущный, Николай целый сезон 1921 года пас коров и телят в Вятской губернии. Затяжной голод усугубил и без того хрупкое здоровье его отца и Яков Мокеевич, не дождавшись возвращения сына, умер.

Николай продолжал работать на заводе. В 1923 году вступил в комсомол и стал его активным членом. Избирался секретарем цеховых  ячеек гвоздарного и литейного цехов. В 1929 году стал коммунистом, после чего избирался заместителем, а потом и председателем профкома завода.

После окончания шестимесячных профсоюзных курсов в городе Молотов (ныне Пермь) работал заместителем директора Оханского леспромхоза, начальником лесного отдела завода, ответственным редактором заводской многотиражной газеты.

Очередная учеба – годичные курсы марксизма-ленинизма в Свердловске, после которых по решению Бюро Свердловского Обкома ВКП (б) Николая Яковлевича направили в г. Полевской ответственным редактором районной газеты. В мае 1938 года его избрали вторым секретарем Полевского РК ВКП (б). А в феврале 1939-го (ему было только 32 года) он стал первым секретарем Сысертского РК партии. Кроме того, в декабре того же года Николая Яковлевича избрали депутатом Сысертского районного Совета депутатов трудящихся, а в сентябре 1940-го – кандидатом в члены Пленума Свердловского Обкома ВКП (б).

Когда началась Великая Отечественная, Николай Яковлевич сразу же хотел добровольцем отправиться на фронт, но его не отпустили из-за предстоящей уборки урожая. Удовлетворили его просьбу только в ноябре. Николай Яковлевич ушел на войну, оставив жену Марию Степановну с тремя детьми: дочери Ленине шел пятый год, сыновьям Юрию – четвертый и Павлу – 16-й год.

Николая Яковлевича зачислили слушателем на Высшие курсы усовершенствования политсостава при Академии им. В. И. Ленина в г. Белебей Башкирской АССР. После окончания курсов в июле 1942-го его назначили заместителем командира батальона по политчасти 230-го армейского запасного стрелкового полка 53-й армии. В этой должности Ярославцев служил до января 1944 года. Затем в должности парторга полка служил до увольнения в запас, т. е до июля 1946 года. С января 1945 года продолжил службу в 307-м гвардейском стрелковом Краснознаменском полку 110 гвардейской стрелковой Александрийско-Хинганской дважды Краснознаменной орденов Красного Знамени и Суворова 2-й степени дивизии. Одновременно являлся членом дивизионной парткомиссии.

За время войны Николай Яковлевич сражался на Северо-Западном, Степном, Втором Украинском и Забайкальском фронтах. После изгнания фашистов из нашей страны, освобождал Румынию, Венгрию и Чехословакию, участвовал в боях против японцев на Дальнем Востоке.

В апреле 1945-го получил легкую контузию.

Гвардии капитан Ярославцев за боевые заслуги награжден орденами Отечественной войны 1, 2 степеней, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», грамотами командования части за отличные боевые действия при форсировании рек Грон и Нитра и овладении городами Комарно, Новы Замки, Шураны, Комьятице, Врабле и за отличные боевые действия в боях с японцами на Дальнем Востоке.

Дома возвращения Николая Яковлевича дожидалось письмо от 03.09.1945 г. с обратным адресом: Чехословакия, город Брно, Моцартова улица, №3.  Автор письма младший лейтенант Мартин Мартинович Кнехт предполагал, что война закончилась и Николай Яковлевич уже дома. Но последний в это время еще служил, и Кнехт об этом знать не знал. Его письмо проникнуто чувством уважения и благодарности к Красной Армии за ее освободительную миссию, за разгром фашистских     Германии и Японии и за завоеванный мир на земле. Кнехт просил Николая Яковлевича выслать ему для углубленного изучения русского языка учебники. На первый взгляд, письмо носит частный характер, но, если обобщить его, напрашивается вывод – устами офицера Кнехта выражено отношение армии и граждан его страны к нашей стране и ее Вооруженным Силам.

Сын Николая Яковлевича Павел в период летних каникул в 1942-43  годах работал токарем на заводе Уралгидромаш, в 1943-м с отличием окончил 10 классов и в том же году поступил в УПИ по специальности «Горный инженер». Он – комсомолец – в феврале 1944 г. тоже добровольцем поступил в Свердловскую ускоренную танковую школу, по окончании которой летом был отправлен на фронт. Согласно извещению Сысертского райвоенкомата и справке Госархива административных органов Свердловской области соответственно от 15.12.1945 г. и 07.08.2014 г. старшина Павел Ярославцев 16.10.1944 г. погиб при освобождении Литвы от немецких захватчиков. Конкретное место его гибели и захоронения не установлено. Кстати, в Сысерти на мемориальном комплексе увековечено и его имя.

После демобилизации Николай Яковлевич работал секретарем партийного бюро завода Уралгидромаш, затем (до выхода на пенсию) около 17 лет был директором Сысертского асбестовского рудоуправления. ХV-й Сысертской партийной конференцией был избран членом райкома партии (удостоверение №60, действительно до 01.12.1958 г). Полагаю, что он мог быть членом райкома до и после этого, но у меня об этом нет документального подтверждения.

Николай Яковлевич и на пенсии не представлял себя без работы и активно сотрудничал с «Маяком» в качестве нештатного корреспондента.

За трудовые и боевые заслуги Николаю Яковлевичу назначили персональную пенсию республиканского значения. К сожалению, ему не было суждено воспользоваться ею в полной мере. 17.04.1969 г. его не стало. Из своих 62 лет более 47 он посвятил труду и военной службе. Был скромным, жизнерадостным, красноречивым и многогранным человеком, активным общественником и талантливым организатором. На досуге любил читать, писать, играть на гармони, в шахматы, собирать грибы, работать в саду… В книге «Сысерть рабочая» 1964 года издания есть статья Николая Яковлевича «Живые легенды», в которой он рассказывает о героизме некоторых наших земляков в боях с немецкими захватчиками.

После смерти Николая Яковлевича жена Мария Степановна передала его боевые награды и юбилейные медали вместе с документами на них, значок «Гвардия» и фронтовой портсигар в Сысертский краеведческий музей (по инициативе его сотрудников) для постоянного хранения и экспонирования. Но впоследствии по чьей-то халатности и безответственности они бесследно исчезли из музея. Вот такой, мягко говоря, досадный случай произошел с бесценными семейными реликвиями.

Николай Яковлевич прожил недолгую, но яркую жизнь, насыщенную богатыми событиями. Его жизненный, трудовой и боевой путь – достойный пример его потомкам.

Мы, родственники, бережно храним все то, что напоминает нам об этом замечательном человеке. Он заслужил это. Уважения заслуживает и его сын – доброволец Павел Ярославцев, неуспевший сделать большую биографию.

Победа досталась нам дорогой ценой. Огромное спасибо за нее тем, кто добывал ее ценой своего здоровья и жизни и, конечно, труженикам тыла за их самоотверженный труд под девизом «Все для фронта! Все для победы!» Мы никогда не забудем этот героический подвиг наших людей. Память о них священна.

А. Мирзин, ветеран труда.

Фото из семейного архива

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь