15 февраля 1988 года последние военные подразделения СССР были выведены с территории Афганистана. Прошло 20 лет после окончания той бессмысленной страшной войны. Уже нет государства – когда-то великой империи – Советский Союз. Мы живем в другой стране – России. Но все, что происходило тогда, – это наша история.
Александр Владимирович Власов был непосредственным участником боевых действий в Афганистане.
Сашу Власова в армию провожали в мае 1985 года, как и всех парней из Щелкуна. Застолье, песни и пляски под гармошку, напутствия старших товарищей. Многие из ни хуже выполняли свой интернациональный долг в составе ограниченного контингента войск, как тогда писали в газетах. Где будет служить – было все равно. Тревогу испытывали только родители – Александра Дмитриевна и Сергей Федорович. Но когда получили первое письмо из Хабаровского края, успокоились. Сын попал в пограничные войска. Проходит подготовку в учебном центре в Райчихинске. Будет командиром боевой машины пехоты.
Время учебы пролетело быстро. В декабре получил звание сержанта. Потом была комиссия, где спрашивали: хочет ли и сможет ли служить в горах. В армии обычно спрашивают редко, в основном, отдают приказы.
Согласно предписанию, сначала оказался в г. Ош, а затем в местечке Тарваза. Он не сразу узнал, что попал в Афганистан. Но командиров БМП здесь было предостаточно. И вновь – учебные курсы на командира зенитной установки. Возвращение на базу в Тарвазу. Первый приказ – расчету зенитной установки высадиться в горах и обеспечить прохождение войсковой колонны по ущелью. Над головой появляются четыре наших вертолета. Они атакуют реактивными снарядами группу маджахедов, засевших где-то поблизости. Красиво, впечатляет, чувствуется сила и мощь. Как в кино. Но когда слышишь грохот и канонаду разрывающихся снарядов, видишь пробоины в вертолетах, раненых и убитых, понимаешь, что ты на войне, а не в зале кинотеатра.
Расчет сержанта Власова полу-чал десятки приказов – обеспечить безопасность прохождения колонны войск по ущельям, при необходимости поддержать огнем десантников, проводивших операции в низовьях.
Бывало, в ущелья опускались туманы, колонны задерживались, тогда приходилось оставаться на дежурстве по две недели и больше. Есть было нечего, собирали и заваривали шиповник, выручали грецкие орехи.
Долгое время отправлять домой письма не было возможности. Запрещали писать где служил. Пиши, мол, все нормально. Так и писал. Только находясь в неприветливых чужих горах Афгана, вспоминал щелкунские березы и сосны…
Человеку, который сам через это не прошел, сложно понять состояние тех безусых пацанов, выполнявших пресловутый интернациональный долг. Там было перемешано все – страх, кровь, физическая боль, боль утраты близких друзей, радость от полученной весточки из дома, радость, что жив, что скоро домой…
В Щелкун сержант Александр Власов вернулся в форме пограничника. Это позже все узнали, что его служба проходила по ту сторону границы, где шла война.
Сегодня Александр Владимирович говорит, что это была обычная служба, что больше всего досталось десантникам, тем, кто выполнял боевые операции в долинах и ущельях. Но он не говорит о другом. ЗЭУ-23, расчетом которой он командовал, по тем временам была грозным оружием. Не очень-то маджахеды хотели почувствовать ее мощь на себе, потому и старались обходить позиции зенитчиков стороной. Так что, находясь под надежной защитой, ребята в ущельях могли спокойно «работать».
Когда собираются праздновать 9 мая – День Победы, вспоминают о подвиге отцов и матерей, дедушек и бабушек. Завтра – 20 лет, как вывели войска из Афганистана. Мы рады этому. Многие сыновья домой вернулись живыми. Но все мы будем помнить о тех ребятах, которые там остались навсегда. Они честно выполнили свой долг и каждый из них совершил свой подвиг.
Г. Семеренко