Накануне дня города Сысерть мы с главой СГО Дмитрием Андреевичем Нисковских подводим традиционные итоги: что сделано, что делается, что планируется для развития территории.
– Люди всегда обсуждают работу администрации. Кто-то хвалит, кто-то ругает, кто-то обвиняет в бездействии…
– Неудивительно. Сысертский городской округ – очень большой. И многие вещи, которые делаются в одном населенном пункте, не сильно созвучны жителям других сел. К примеру, очистные сооружения в Сысерти не волнуют жителей Большого Истока или Патрушей. Одновременно везде сделать что-то сложно. И все же на каждой территории даже в масштабах одного года есть улучшения. И мы подробно разговаривали об этом на сельских сходах применительно к каждой сельской администрации. Наша экономика растет. Этот рост – в дополнительных доходах бюджета. И он виден в конкретных объектах, проектах, на которые мы эти доходы тратим. Нет ни одного населенного пункта, где бы ничего не произошло. Конечно, всегда хочется большего. Но все-таки, объективно, возможности увеличиваются. А при комплексной поддержке региона мы замахнулись на такие амбициозные крупные проекты, как очистные сооружения.
– В Сысерти?
– Не только. В Большом Истоке 207 млн вкладываем в переукладку канализационного коллектора. На днях состоялись торги на выполнение этого подряда. Проектируем очистные сооружения в Двуреченске. Проектируем капитальные ремонт плотины в Двуреченске. В Сысерти плотина уже запроектирована, в 2025 году начнется ремонт. Это все – большие коммунальные проекты. Подготовлены документы на строительство очистных в Щелкуне, будем заходить с ними в областные программы на 2025-2026 годы. Будем делать очистные в перспективе и в Патрушах, и в Бобровском… Это происходит не само по себе. Благодаря активному развитию мы имеем возможность заниматься модернизацией коммунальных объектов. Меняем трубы – километрами.
– Это происходит по договору концессии?
– Тут работа и концессионера, и администрации. Помимо систем горячего водоснабжения и теплоснабжения, еще и водоотведение, и холодное водоснабжение. Да и тепло с горячей водой не везде через концессию. Мы закупаем материалы. Иногда оплачиваем подрядные работы, иногда выполняем их силами муниципальных ЖКХ. Все это делает надежней систему коммунальных услуг. Появляется новое качество этих услуг. А качественная очистка стоков – это еще и забота об экологии.
– Очень хотелось бы, чтобы работа по строительству очистных не закончилась на этапе проектов. Для Сысерти эта проблема тянется с прошлого века. И даже проекты очистных уже делались.
– Будем строить! На сегодняшний день в СГО практически нет недостроев, заброшек. Единицы муниципального «добра». Что-то снесем, что-то переоборудуем. Аварийный ДК в Аверине уже снесли, на его месте будет ФАП. Заброшенное здание старой школы в селе Абрамово скорее всего скоро тоже уберем.
– Да, по недостроям ощутимые сдвиги. И мы на страницах «Маяка» об этом писали. И на сельских сходах, в том же Двуреченске жители благодарили, что, наконец-то, долгострой по Мира, 10 достроили. Пятиэтажка, которую начали делать около 30 лет назад, да бросили…
– Наша территория востребована для жизни. И об этом говорит большое количество рабочих мест, которые появляются вновь. Когда я пришел в округ в 2017 году, одной из основных проблем, которую называли: молодежи негде работать. Сегодня обратная ситуация: на 1100 вакансий 138 безработных. А в близкой перспективе появятся тысячи рабочих мест: в компании «Сима Лэнд», на Уральском заводе гражданской авиации, приборостроительном заводе, да практически на каждом крупном предприятии в СГО сегодня есть вакансии. Востребованы все виды профессий от сферы услуг до высокотехнологичных.
– Ну, сегодня эта проблема по всей России. С федеральной трибуны даже звучал новый термин: «отрицательная безработица». Создают рабочие места, а откуда будут брать кадры?
– Многие предприятия пошли по пути модернизации производства, увеличения производетельности труда. Как бы то ни было, за пять лет мы с территории стали собарать НДФЛ в 2,5 раза больше. И это как за счет новых рабочих мест, так и за счет увеличения заработной платы.
– Только мы разместили новость про ремонт улицы Рабочей Молодежи, как прилетел комментарий: «А тротуары сделают?»
– Это как раз из разряда, что всегда хочется большего. Нельзя путать текущий ремонт и реконструкцию улиц. Реконструкция, это, к примеру, улица Токарей, когда мы не только полностью меняем дорожное полонтно, но и делаем троруары, освещение, меняем профиль дороги. Сейчас будем делать реконструкцию Энгельса (от Токарей до Воробьевки) и Степана Разина. Не только с освещением и тротуарами, но и велодорожкой. По Рабочей молодежи был текущий ремонт. С трудом на него сумели найти средства в этом году, потому что ездить по ней уже было невозможно. А там сейчас ходит еще и городской пассажирский маршрут.
– Очень много жалоб на то, что не хватает парковок в историческом центре. В хорошую погоду летом, в выходые – особенно. И страдают жители улицы Токарей: ни въехать, ни выехать не могут.
– Парковок никогда не будет хватать, пока люди не начнут уважать других. Но добавлять их, конечно, будем. Внизу на Токарей будет муниципальная парковка у подножия горы. Возможно, ее нужно делать платной, в расчете на туристов. Многие местные жители могут и пешком дойти. А потом совсем не обязательно парковаться в самом историческом центре. Большая парковка возле администрации. Отсюда до исторического центра пять минут идти прогулочным шагом.
– Ранее вы говорили о реконструкции Красногорской и Ленина. Что с этими планами?
– Ждем завершение проектирования и заключение государственной экспертизы. Надеюсь, в 2025 году нам дадут средства из областного бюджета на начало реконструкции этих улиц. Ну а текущие ремонты будем, по возможности, делать. И, в первую очередь, там, где ходит школьный автобус и пассажирский транспорт.
– Без тротуаров?
– В рамках текущего ремонта невозможно проложить новые тротуары. Это можно сделать отдельным проектом. При наличии средств. Но давайте будем помнить, что у нас 38 населенных пунктов, в каждом из которых люди ждут перемен. А бюджет – один на всех. Помимо этого, есть решения судов, которые мы обязаны исполнить.
– Несколько лет назад люди голосовали за благоустройство центра Сысерти. Но финансирования этого проекта так и не дождались. Теперь вы подаете заявку на этот объект на другой грантовый конкурс, как «Исторический центр» и «Горный парк». Когда ждать результаты?
– Заявку на грант на благоустройство «Центрального парка Сысерти» (площади возле администрации, дворца культуры, спортплощадки школы №6) мы подали нынче. Итоги будут объявлены в конце августа. Идея – связать единым маршрутом центр, исторический центр, Уралгидромаш до Урицкого, о которой мы говорили несколько лет назад, – остается. Может быть, еще до «Фарфора Сысерти». С велосипедными и пешеходными дорожками.
Сегодня эту идею, кстати, прорабатывают в Московском институте госуправления при президенте РФ, на кафедре территориального развития Глазичева. Проект называется «От завода до завода». Рассчитывают экономику, как сделать это эффективно. От гидромашевской аллеи до Большевиков. При любой реконструкции предполагается вынос инженерных сетей. Все должно быть проработано, просчитано.
– Сделали лестницу в «Горном парке», но она ограничивается площадкой у креста, не позволяет сойти, прогуляться по Бессоновой. Сделали новый пляж, но переодеть купальник там негде. Дно отсыпали песком, но его постепенно вымывает, оставляя на дне острые камни…
– На вершине горы, на площадке, будет десять сходов в разные стороны. Доделывают проект и приступим к реализации. И пандус будет на вершине. Средства на эксплуатацию благоустроенных территории тоже предусматриваются. И песок на берег подсыпать будем, и переодевалку сделаем. И развивать благоустроенные локации будем.
– Что делается для благоустройства города в целом?
– Купили прибор для измельчения веток. Вообще закупились различной коммунальной техникой на 270 млн рублей в лизинг. И в следующем году хотим такой же объем. Вот, к примеру, коммунально-ваккуумная промывочная машина (стоит 17,7 млн). Раньше засорилась где-то канализация – приходилось заказавыть такую машину в Екатеринбурге, ждать очередь, платить немалые деньги. Сейчас сами можем прочищать все сети, предотвращить засоры.
– Наверное, такие вещи обыватели просто не видят.
– Не видят? Видят, когда три дня по улице канализация течет. И звонят, требуют принять меры. Измельчитель, может быть, будет оказывать услуги и для населения. Многие же не знают, куда ветки девать. А с помощью этой техники их можно использовать для подсыпки. И в огороде в качестве мульчи. В идеале измельчителей надо штук 5, чтобы в разные сельские администрации поставить. Идет кронирование улиц. С новой техникой улучшится качество уборки зарослей. Может быть, прикупим еще снегоуборочную технику. Лопатами и граблями округ не уберешь. Много всего надо, чтобы укрепить материально-техническую базу наших коммунальных предприятий.
– Мы много лет говорим о том, что округу нужны новые детсады и школы. Но, как понимаю, в Екатеринбурге дефицит мест гораздо выше. Нам ничего не светит?
– По социальной сфере рассчитываем на три года на особое внимание региона. Нам нужны и школы, и детские сады. В микрорайоне Новый детсад на 350 мест и школа на 1200 мест. Мы для них предусмотрели место и строим дорогу – улицу Просторную. Чтобы не было, как с последним садиком по Карла Маркса: садик сдали, путевки детям выдали, а дороги нет. Мы включены в перечень перспективных. Пока, конечно, ничего нельзя сказать наверняка. Гарантии будут только при формировании бюджета. Наши заявки есть по школе и садику в Патрушах, в Бобровском. В Патрушах детсад запроектирован, школу начинаем. Там потребность в этих объектах увеличится еще и с развитием компании «Сима-Лэнд». В Бобровском тоже школа запроектирована, по садику ждем экспертизу проекта. В Большом Истоке хотим школу не менее, чем на 550 мест. Но надо понимать, что большие объекты социальной инфраструктуры мы можем сделать только при поддержке областного бюджета. А регион направляет средства туда, где наиболее острая нуждаемость. На уровне региона они имеют всю статистику, чтобы сравнивать.
Думаю, что порог у нас тоже высок, так как мы годами занимаем вторую позицию по вводу жилья, уступая только областному центру. Мы подготовили все, что необходимо от муниципалитета: места, дороги, сети. Готовы строить. В Бобровском проведем центральную канализацию до бывшего колледжа УКСАП. Это нужно и будущему детсаду. Но по пути его следования и другие жители могут свои дома к центральной канализации подключить.
– Не могу не сказать о многочисленных жалобах, связанных с состоянием контейнерных площадок. Буквально все населенные пункты трубят об этой проблеме.
– Плечо перевозки мусора выросло. Региональный оператор не справляется. Плюс много приносят мусора, не относящегося к коммунальному. Те же ветки, которыми завалены многие площадки. Сейчас у нас есть измельчитель. И мы в следующем году организуем хотя бы один пункт приема веток от населения. Думаю, в районе «Форлекса».
– Люди платят деньги за мусор. И вряд ли согласятся еще тратиться на то, чтобы куда-то что-то везти. Тут, мне кажется, недоработка законодательства в том, что много бытовых отходов не относятся к отходам коммунальным, не включены в тариф и людям непонятно, что же с ними делать. Те же батарейки, сломанные термометры, использованные шины…
– По крайней мере, мы предоставим людям такую возможность. У нас все-таки немало добросовестных людей, которые болеют за чистоту своей улицы, своего двора. Мы вместе управляем территорией. Если мы вместе не захотим жить лучше, то и не будем. У нас же у жителей порой тоже бытуют двойные стандарты. Выкладывают различные стройматериалы, дрова перед домом, говорят: «Не трогайте, моя площадка». А мусор убрать, траву скосить – это муниципальная земля, пусть администрация приезжает и косит.
С шинами сегодня, кстати, научились работать. Для всех видов есть технологии. Но мы только создаем инфраструктуру, которая должна перерабатывать мусор. И на каждом шагу натыкаемся на сопротивление. Как на этапе размещения контейнерных площадок, так при определении места для сортировки и переработки.
На стихийные свалки муниципалитет никак повлиять не может. Мы только постоянно тратим бюджетные средства, чтобы их ликвидировать. Но без переработки. Без цивилизованного сбора, сортировки ничего не поменяется.
Появилась у нас предприниматель в Сысерти Елена Никитина, которая принимает бумагу, картон, пластик и платит за это деньги. Мы всячески ее поддерживаем. Чудес не бывает. Чтобы мусора стало меньше, нужно создавать предприятия, которые будут его перерабатывать. Нужно научиться сортировать мусор. Я думаю, следующее поколение уже вырастет другим. Они все это научатся делать. Дети думают по-другому. У них новые стандарты. Никто же не боится очистных сооружений. Наоборот, хотят, чтобы они были построены. Чтобы стоки чистились. А ведь в них собираются все нечистоты.
Мы написали письмо губернатору с просьбой о выделении средств на рекультивацию всех старых свалок, которые были в Сысерти, Двуреченске, Патрушах, Бобровском. В последнем – особенно сложный объект – на ней собирались еще и промышленные отходы БИЗа. Только на проектирование рекультивации свалок требуется 63 млн рублей.
– Точка в поиске места под строительство мусоросортировочного комплекса «Екатеринбург-Юг» поставлена?
– Вопрос о размещении экокластера на нашей территории Правительством Свердловской области еще окончательно не решен. Но решать этот вопрос надо, и как можно скорее. Без этого мы не расстанемся ни со стихийными свалками, ни с ужасом у контейнерных площадок. В качестве вариантов рассматриваются площадки в Березовском, Белоярском и Сысертском районах. Специалисты должны провести все экспертизы, исследования и определить, где можно строить его, а где нет. Это – объект регионального значения. Решение будет приниматься на уровне правительства области. Есть много ограничений по размещению таких объектов. В России экологическое законодательство во многом жестче, чем в Европейских странах.
Сегодня мусор вывозят в Садовый. Это 75 км от Сысерти. Если там перестанут принимать – придется в Сухой Лог везти, тогда плечо увеличится до 123 км.
– Появилось много местных пассажирских маршрутов. Но вот с автобусными остановками – пока беда.
– Сразу по всем остановкам (с учетом перспективы появления новых маршрутов) хотим заключить договор концессии. Просчитываем стоимость проекта и условия его реализации. Чтобы остановки были с видеонаблюдением, wi-fi, освещением. Тут можно получить финансирование по программам «Умный город» и «Безопасный город». При вхождении в программы получим софинансирование всех уровней бюджета и частные инвестиции. Как это происходит сейчас по теплоснабжению. Нам нужно контролировать трафик движения по городу, о чем много лет говорит полиция.
– Как скоро это может произойти?
– Если в 2024 году закончим с документацией, то на стройку уйдет два года. Причем, большая часть работ будет выполнена уже в 2025 году. Сеть пассажирского транспорта внутри округа тоже будем развивать. Просят сейчас соединить Верхнюю Сысерть с Ольховкой, через Сысерть, Кадниково и Черданцево. Чтобы доехать до мест отдыха, таких как «Белая лошадь», природный парк «Бажовские места» можно было более удобно.
– Наблюдаю за тем, что вы стараетесь привлекать к территории различные организации. С ледовым дворцом помог А. А. Козицын, новогодние гирлянды для главной районной елки дал «Сима-Лэнд», оборудование пяти спортивных площадок – «Спортмастер»…
– Да, через сберлизинг рассматриваем проект строительства некапитальных спортивных объектов… Под лежачий камень вода не течет. Стараемся участвовать в разных проектах, разных программах. Не получается решить проблему с одной стороны – заходим с другой. И радует то, что в разных наших поселках и селах появляются активные люди, которые тоже не сидят на месте, а берутся, объединяют других и наводят порядок в своем общем доме. Это и староста поселка Каменка Ирина Воронцововна Задимидько, о которой «Маяк» рассказывал не раз. И Андрей Исаков, с чьей подачи село Черданцево получило грант на хоккейный корт. И Евгения Витковская, посмотрите, организовала односельчан на благоустройство парков. И именно этот поселок выиграл в голосовании за комфортную городскую среду с проектом Михайловского парка. Хотелось бы, чтобы таких примеров становилось больше. Тогда и результатов будет больше. И округ наш станет краше.
– Спасибо за беседу.
Интервью вела Ирина Летемина.
По моим наблюдениям ,администрация СГО во главе с Нисковских очень уж сильно заботится о баден бадене . Так при строительстве и проектировании Горного парка по странному стечению обстоятельств были сделаны технологические въезды , остановка на против только недавно развернувшейся стройки. И вообще кажется весь Горный парк проектировался под баден, думаю и выход с лестницы на баден будет со временем. Ещё заметна забота о заполняемости платных парковок у пляжа бадена , знаков наставили ,ящиков на обочине (по ящикам на обочине дороги ул. Загородной -может ГИБДД прореагирует? – нет не видели нарушений ПДД)