
На днях совет ветеранов МО МВД России «Сысертский» вручил Шаукату Аскатовичу Юсупову почётный знак «За полезное».
Само название знака мало о чём говорит, но за ним скрывается насыщенная добрыми делами жизнь ветерана. 3 февраля Шаукату Аскатовичу исполнилось 69 лет. За его плечами более трёх десятков лет, отданных работе в системе МВД и суде. Он и сегодня переживает за работу коллег, ведёт активную общественную жизнь, а для души занимается художественной самодеятельностью.
Родился Шаукат в Челябинской области, в селе Караболка, в 1957 году. Знаменитый год – год взрыва на ПО «Маяк». И Караболка – одна из тех челябинских деревень, которая как раз пострадала от атомного следа той аварии. Правда, Шаукат был слишком мал, чтобы иметь личные воспоминания об этом.
Село Караболка делилось на русскую и татарскую. Русскую часть эвакуировали, а татарская продолжала жить прежней жизнью.
Радиация не имеет ни цвета, ни запаха. Люди не чувствовали её и не хотели покидать родное гнездо. Там, в Караболке, он встретил и свою судьбу – Гульфиру Гатаулловну.

Она улыбается, вспоминая:
– Мне было 15 лет, когда он, 1 ноября, первый раз пошёл меня провожать.
Забегая вперёд, скажу, что в этом году, 7 мая, семья отметит золотую свадьбу. И сегодня в их арсенале три дочки и пятеро внуков. Все дочки связали жизнь с юриспруденцией. Два зятя также – в правоохранительных органах.

Шаукат был отличником. И выпускника сразу позвали вести физику в деревенской школе, да и другие предметы. Уговаривали, чтобы шёл в педагогический. Но он мечтал о другой карьере. Поступил на заочное отделение в Свердловский юридический институт.
Гульфира успела окончить Режевской сельскохозяйственный техникум по специальности бухгалтера. Они поженились, а вскоре выпускника-юриста призвали на воинскую службу.
Пока Шаукат исполнял воинский долг на Байконуре, в ракетных войсках стратегического назначения, в узле связи, у него родилась старшая дочка Ирина. А молодая жена жила у родителей (то у его, то у своих) в Караболке.
Уже после армии Шаукат Аскатович начал работу в милиции. В Арамили. Начинал рядовым участковым, в зону его ответственности сразу попал Октябрьский, где семье молодого специалиста предоставили служебное жильё. А директор Бородулинского совхоза, герой труда П. Г. Зуев, увидев, что в посёлке появился толковый участковый, поспособствовал тому, что вскоре ему выделили и жёлтый милицейский мотоцикл.
Это был конец семидесятых. Круговерть дел у участкового – на всю неделю. Каждую пятницу – народная дружина, субботу – охрана дискотеки, воскресенье – засада. С птицефабрики кур воровали. Вот они и выслеживали воров. Как сейчас бич – дистанционное мошенничество, в ту пору самым массовым преступлением были кражи.
Разные случаи происходили на работе. И кулаком на него замахивались, и с ножом навстречу шли… Но, всякий раз добро побеждало. Восемь лет Шаукат Аскатович проработал участковым. Затем стал следователем Сысертского РОВД, по Арамильской зоне. Тоже всякое случалось. Как-то расследовал сложное убийство. Долго преступник не сознавался. Следователь убедительно доказал совершённое преступление, сложив все факты, как пазлы, в цельную картину. Убийце дали 8 лет. Каково же было удивление следователя, когда осужденный вышел на свободу и пришёл поблагодарить его. За что? За человеческое отношение во время проведения следственных действий.
Сколько бы ни было дел, у Юсуповых всегда дома был «второй фронт» – подсобное хозяйство. А это и огород, и скотина. Гульфира Гатаулловна, когда в декрет уходила, ещё и увеличивала поголовье, чтобы без дела не сидеть: корова, пять быков, семь поросят, куры-гуси… Для них и сена накосить нужно.
Деревенская закалка, выносливость, трудолюбие, – то, что в них заложили родители, а они – в своих детях. И всегда в их доме были рады гостям. Супруга вспоминает:
– Ребята, следователи, все городские, вот Шаукат, бывает, в пятницу звонит, мол, затопи к вечеру баньку. Само собой, и стол собрать надо: своя картошка, помидоры-огурцы, зелень. Для коллег мужа это – экзотика. Вот они попарятся, пообщаются, покушают и отдохнувшие разъезжаются по домам.
В конце 1994 года толкового следователя пригласили на работу в ГУВД Свердловской области. Службу в милиции он закончил в 2002 году в звании подполковника юстиции, в должности начальника отдела главного следственного управления.
Супруга, Гульфира Гатаулловна, также награждена ведомственной наградой совета ветеронов МВД – знаком почёта «За верность и преданность». И это тоже не пустая награда. Когда у мужа напряжённая работа, важен надёжный тыл.
Он отдавал себя работе, не оглядываясь на здоровье. Был период, когда врачи говорили: нужна передышка, потому что сердце, давление, сахарный диабет… Убеждали: нужно беречь себя, можно упасть и не встать. Но он не берёг. Гульфира Гатаулловна буквально вытолкнула его в больницу. Она у него главный по здоровью. Записывает к узким специалистам. Обеспечивает таблетками и контролируем их приём, ставит уколы…
Стажа достаточно для выслуги. Можно было и на заслуженный отдых. Но не трудоголику, привыкшему отдавать себя службе. После службы в системе МВД Шаукат Аскатович начинает работать мировым судьей. Здесь же, на Арамильском участке.
Мировой суд – это огромный вал дел. После меня, делится Ш. А. Юсупов, этот участок на двух судей поделили. Специфику уголовных дел он знал по прошлой работе. В гражданские приходится вникать с особым вниманием.
Ему помогали справляться делами дочери. Собирались в субботу, кто подшивает документы, кто роспись ведет. Ну а супруга в это время водилась с внуками, готовила всем обед. Такой вот семейный подряд.
Образ жизни отца, приобщение к профессии сказались на профессиональном выборе дочерей. Две старшие – Ирина и Лида сами уже ветераны полиции. Старший зять Данил Мансурович Шангареев должность ещё служит в Арамильском отделении старшим участковым в звании майора. Средний – в погранвойсках, в управлении ФСБ. Младшая дочь Альфия, с красным дипломом закончившая магистратуру Юридической Академии, выбрала гражданскую карьеру, живёт в Москве, работает в правовом отделе РЖД. Младший зять – прораб в мостострое, мосты строит через Москву-реку.
Из национальных традиций они празднуют Сабантуй, конечно же, время от времени готовят любимые татарские блюда: варят гуся, суп с домашней лапшой, бишбармак – обязательно с кониной, казы, манты, эчпочмак…

Любят они татарские песни и танцы. Шаукат Аскатович, когда с судейской должности вышел в отставку, стал активным участником ансамбля «Дуслык» в Первомайском доме культуры.
Ирина Летемина
