-13 C
Сысерть
Понедельник, 15 декабря, 2025

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойНовостиПасынок против мачехи

Пасынок против мачехи

Публикация:

Наследство. Как часто оно становится камнем преткновения. Даже для близких родственников. Кто прав, кто виноват. Кто честен, кто врет, – порой приходится выяснять в зале суда. Сегодня – не придуманная историяи о конфликтах наследников из практики судьи Сысертского суда Е. В. Тимофеева.

Мужчина обратился в суд с иском к мачехе о признании права в общей долевой собственности на земельный участок, объект незавершенного строительства и автомобиль в порядке наследования по закону. Они принадлежали его отцу Виктору.
В силу юридической неграмотности Максим написал заявление о принятии наследства, пропустив шестимесячный срок после смерти отца.
Мачеха Елена обратилась со встречным иском к пасынку, о признании его недостойным наследником: на основании ст. 87 Семейного Кодекса Российской Федерации, трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Полтора года до смерти Виктор сильно болел. Он получил инвалидность и нуждался в дорогостоящем лечении. Сын знал об этом, но ни разу не оказал ни моральную, ни материальную, ни физическую помощь отцу. Приобретенный отцом автомобиль был передан сыну во временное пользование с условием, что он, используя автомобиль в предпринимательских целях, будет часть заработанных денег передавать отцу на строительство дома. Однако условие сыном не исполнялось. Заработанные с помощью отцовского автомобиля средства он потратил на новый автомобиль для расширения предпринимательской деятельности. Кроме того Максим неоднократно приезжал к больному отцу с требованием помощи в ремонте автомобилей. После таких физических нагрузок Виктор длительное время находился в тяжелейшем состоянии и нуждался в интенсивной терапии.
Мужчина рассказывал обратное. При жизни отца, помогал в строительстве дома, часть заработанных денег отдавал отцу. Ежемесячно передавал отцу по 10-30 тысяч рублей. Предлагал помощь в уходе, но отец от неё отказался. В течение месяца сын приезжал к отцу по 8-10 раз. Неоднократно звонил. После заболевания отца строительство дома продолжалось, хотя тот был на пенсии, а его жена зарабатывала мало. Всю помощь, о которой его просил отец он оказывал.
В суде выступил свидетелем друг Виктора. Он знает, что Виктор сильно болел, испытывал сильные боли, не мог самостоятельно передвигаться. С супругой он проживал у ее родителей, в доме на третьем этаже. Сын проживал отдельно от отца. Отец купил сыну машину, потом вторую, чтобы тот мог на ней работать, но сын только пользовался отцом, даже не мог забрать его с рыбалки. Свидетель считает, что отец нуждался в посторонней помощи. Свидетель помогал строить спорный дом. Он не видел, чтобы сын помогал в строительстве. Виктор жаловался другу на сына, говорил, что сам давал сыну деньги.
Родная сестра Виктора также считает, что брату необходима была посторонняя помощь в последние два месяца жизни. В последнее время говорил по телефону, что у него сильные боли, постоянно пьет таблетки. Когда видела его последний раз, он не мог самостоятельно вставать.
Максим жил отдельно от отца, к нему не приезжал. Брат говорил, что сын приезжает к нему, только когда ему это нужно: за деньгами или починить машину. Со слов брата, Максим ему деньги не передавал, не помогал, отказался помогать при строительстве крыши. Сын должен был отдавать отцу часть дохода от Газели.
Родная сестра Елены пояснила, что в последние два года зять сильно болел. Лечила его Елена. Сын не помогал. Больной жаловался, что сын ему не звонит.
Двоюродная сестра Елены говорила о том же. Однако знакомый Максима сказал, что они вместе приезжали к его отцу и привозили на крышу профнастил, а также он был свидетелем того, что Максим передал отцу летом 20 000 руб. И осенью он подвозил Максим к отцу. Тот снова передавал деньги. Не было видно, что отец в обиде на сына. У них были хорошие, теплые отношения.
Еще один знакомый Максима сообщил, что тот привозил отцу цемент для строительства дома. Несколько раз они вместе приезжали к его отцу. При нем Максим передавал отцу деньги. И третий знакомый сына, утверждал, что был свидетелем подобных фактов.
Супруга Максима пояснила, что муж общался с отцом.
А соседка только после смерти Виктора узнала, что у соседа был сын. Знакомый Виктора, помогавший ему на стройке, сына Виктора никогда не видел.
Племянница Виктора рассказала, что, когда дядя заболел, то у него была обида на сына, что тот ему не помогает, не приезжает. Говорил, что купил ему машину, а он ему не помогает. Он ругался с сыном, потому что тот не интересуется им, не приезжает.
Однако суд не усмотрел факта, что сын злостно уклонялся от выполнения лежавших на нем в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя. Знакомые Максима показывают обратное. Не доверять им у суда нет оснований. Детализация телефонных переговоров за четыре месяца, предшествующих смерти Виктора также показывает, что сын периодически созванивался с отцом.
Суд не нашел оснований для удовлетворения встречных исковых требований Елены о признании Максима недостойным наследником и отказал в их удовлетворении.
Что касается исковых требований о признании за сыном права собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности в наследственном имуществе, суд считает их подлежащими удовлетворению.
Как следует из положений ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в  управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
При этом, в силу ч. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Евгений взял автомобиль на девятый день после смерти отца. В настоящий момент указанный автомобиль находится в его владении. Фактически тем самым он принял наследство.
Спорное наследственное имущество было приобретено отцом в период брака, поэтому на него распространяется режим общей совместной собственности супругов. Доля каждого супруга определяется как 1/2. Следовательно, подлежат удовлетворению исковые требования сына о признании за ним права собственности на 1/4 долю на указанное имущество.

Ирина Летемина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь