Близкие родственники порой враждуют из-за наследства. Такая история, к примеру, рассматривалась судьей Е. В. Тимофеевым в сысертском суде.
Умер мужчина. У него было двое детей: сын и дочь. Но сын умер раньше своего отца. И, в свою очередь, сын и дочь умершего сына стали наследниками деда. А предмет наследства – жилой дом в Арамили.
Внучка сразу отказалась от имущества, а несовершеннолетний внук отбывал наказание в местах лишения свободы. Их тетя – дочь деда – оформила в собственность половину дома, а фактически приняла к наследству весь дом. Несла бремя по его содержанию. О смерти деда тетя сообщала 16-летнему племяннику по телефону и писала.
Умер дед в 2004 году. Но внук до 2007 года отбывал наказание. Освободился уже совершеннолетним. Полгода провел на свободе, но наследство не оформил. В мае 2008 года вновь был осужден. Освободился в апреле 2011 года. Теперь тетя хочет оформить собственность на весь дом, а внук претендует на полдома.
В соответствии со ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Как следует из положений ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 – 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В данной ситуации внук как раз являлся наследником первой очереди по праву представления. Но в установленный законом срок не принял наследство после смерти деда. Его несовершеннолетие на момент смерти наследодателя и нахождение в местах лишения свободы, суд расценил, как уважительные причины пропуска срока. Однако эти причины отпали с достижением совершеннолетия и освобождением его из мест лишения свободы в 2007 году.
Суд может восстановить срок, если, к примеру, наследник не знал об открытии наследства. В данном случае, внук был извещен. Суд решил, что шестимесячный срок, в течение которого наследник вправе был обратиться с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства, нужно исчислять с момента его освобождения из мест заключения, с ноября 2007 года. Но исковое заявление от него поступило лишь в августе 2011.
У суда нет законных оснований для удовлетворения требований внука о восстановлении срока для принятия наследства. К тому же, такое заявление внук вправе был отправить и, находясь в местах лишения свободы. Лично или через представителя.
Что касается тети, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства. Женщина приняла наследство после смерти своего отца. На настоящий момент она является единственным наследником, принявшим наследство, которому на праве собственности принадлежит весь жилой дом. В соответствии со ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, к ней перешли все имущественные права в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое.
Суд удовлетворил исковые требования женщины о признании за ней права собственности на жилой дом.
Ирина Летемина
