Уже несколько месяцев жители села Кашино Сысертского района мечтают о дороге на кладбище. Не пугайтесь: они не собираются массово умирать. В селе просто нет нормального проезда к деревенскому погосту. А построить погост практически нереально: смытого моста официально не существовало.
Людям, переживающим потерю близкого человека, приходится ломать голову еще и над тем, как доставить гроб к месту захоронения. Похоронные процессии останавливаются перед самодельным бетонным шлагбаумом. Оставшиеся до кладбища несколько сотен метров идут пешком.
Мы с тобой два берега у одной реки…
Село находится на одном берегу, а кладбище – на другом. Весной мост через речку Сысерть смыло. На месте, как казалось, добротной конструкции остались лишь искореженные железные опоры и прогнившие деревянные сваи. Дороги в обход моста есть, но они либо в ужасном состоянии, либо… забаррикадированы.
Одна из них проходит мимо федеральной трассы Екатеринбург – Челябинск. Чтобы проехать к повороту на кладбище, приходится изрядно повертеться, и сложно представить, как это может сделать похоронная процессия. Но главный «сюрприз» ждет у самого поворота – дорожники сделали из него сплошную канаву глубиной и шириной в несколько метров. И все по закону – выезд «постороннего транспорта» на трассу такого уровня запрещен.
Еще одна объездная дорога проходит мимо коттеджного поселка. Она, между прочим, выглядит совершенно не по-российски: заасфальтированная, без ям и колдобин – просто уникум. Но состоятельным гражданам показалось грустным постоянно получать напоминалки о близости смерти. Сначала дорогу перетянули цепью, а потом и вовсе загородили проезд бетонными блоками. В течение же дня здесь дежурят вооруженные охранники. По сути, дорога стала частной собственностью. Через нее на кладбище не проедешь.
Село взбудоражено беспределом состоятельных граждан, но пресечь приватизацию дороги невозможно. Лет двадцать назад землю, на которой сейчас разместились элитные дома, приобрело ЗАО «Форлекс», занимавшееся лесопереработкой. С его подачи эта дорога была отсыпана щебенкой. Позже землю перекупило другое ЗАО –«Олипс», приведшее дорогу в тот вид, в котором она находится сейчас. Но как заверил нас глава Кашинской сельской администрации Сергей Королев, в «Олипсе» вовсе не были против, чтобы похоронные процессии двигались по этой дороге. Причина иная – строительство элитных домов в этом районе идет ударными темпами. В весеннюю распутицу по ней ехали грузовики и миксеры с бетоном, а значит, разбивали любовно уложенную мостовую.
– Конечно, можно сделать так, чтобы для похоронных процессий дорога была открыта, а тем, кто попытается проехать на грузовике, просто настучали бы по голове,- объясняет Сергей Королев. – Нужно просто отдать это в ведение какой-нибудь организации. Но вы мне скажите, кто вообще захочет этим заниматься?
Смытая инициатива
Ухоженную дорогу и смытый мост роднит одно: их нет. Я не оговорилась, в этом и заключается сюрреалистичность момента.
Официально, то есть оформленные документально, закрепленные за каким-нибудь учреждением, – они не существуют. Смытый мост – тоже воплощение инициативы граждан: лет пять тому назад его возвели сами кашинцы. На баланс, конечно, не поставили, твердо уверенные в том, что социалистический бардак никогда не уступит место бардаку капиталистическому.
Чтобы отремонтировать мост по всем правилам, требуется не один миллион рублей. Таких денег у муниципальных властей нет, но даже попросить их у области они не имеют права – моста-то не существует…
Казалось бы, поставьте мост на баланс, и проблема будет решена! Какие простые, как не в России живете! Даже если привести мост в более или менее нормальное состояние, в собственность муниципалитета переводить его никто не станет, потому что приведение в порядок пойдет без соблюдения норм. А чтобы соблюсти нормы… Правильно, нужен не один миллион рублей. Одно только проектирование съест сотни тысяч! А денег нет. И неизвестно, когда будут, и даже если бы и были…
Вот так и получается любимая геометрическая фигура российской бюрократии – замкнутый круг. Единственный человек, который хоть как-то пытается решить проблему с дорогой на кладбище, причем исключительно своими силами, остается глава Кашинской сельской администрации Сергей Мефодьевич Королев. Но ни сил, ни достаточных полномочий на это у него нет. Местные жители это понимают, а потому хоть и возмущаются, но знают, что концов все равно не найти.
Не так давно ремонт моста все же был начат. По слухам, деньги дали состоятельные граждане, с которыми у главы сельской администрации хорошие личные отношения. Но ремонт этот – предприятие весьма рискованное. Если потом мост, построенный по возможности, а не так, как положено официально, не выдержит, то отвечать за это будет исключительно Сергей Мефодьевич. И наверху об этом наверняка знают, но молчат, потому что по закону других вариантов все равно нет.
Сколько еще времени жители не смогут нормально добираться до кладбища, непонятно. И хорошо еще, что на фоне «несуществующих» дорог и мостов хотя бы кладбище все-таки «как бы и есть»…
Елена Куликова
Газета «Московский комсомолец–Урал»
(№ 29, 18-25 июля).
НА СНИМКЕ: смытый мост.