На вопросы корреспондента «Маяка» отвечает начальник отдела демографии и развития рынка труда министерства экономики Свердловской области, секретарь межведомственной комиссии при правительстве Свердловской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников Николай Новиков.
– Кому и зачем выдаются квоты на трудоустройство иностранцев?
– Они выдаются тем работодателям, которые не могут нанять на имеющиеся вакантные места российских граждан.
– Получается, иностранцы работают там, где наши не хотят?
– По законодательству, за счет привлечения иностранцев может покрываться дефицит рабочей силы только там, где нет соискателей из числа российских граждан. У нас существует принцип приоритета трудоустройства граждан РФ при приеме на работу. Зачастую российские граждане не хотят или не могут заниматься низкооплачиваемым трудом, и эту нишу заполняют трудовые мигранты.
Однако некоторые работодатели пользуются тем, что на зарплате иностранных работников можно сэкономить, и при трудоустройстве предлагают такие условия, на которые российские граждане не соглашаются. Тогда работодатель получает труд, по сути, бесправных гастарбайтеров. Также иностранцы могут привлекаться туда, где требуется особая квалификация, например, для монтажа и обслуживания высокотехнологичного оборудования, произведенного за рубежом.
– Единый миграционный центр – государственная или бизнес-структура?
– Полное название этой организации – государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Единый миграционный центр». Это некоммерческая организация, учредителем и собственником имущества которой является Свердловская область. При этом учреждение может взимать плату за некоторые услуги, они перечислены в Уставе учреждения. Но получение прибыли – не цель работы центра.
– В нашем округе работают китайцы (огурцы растят), таджики (строят и коров доят), узбеки (разнорабочие на ЗЭТе)… А в целом по Свердловской области – это же целая трудовая армия! Как вы оцениваете это явление с точки зрения экономики области: на пользу для нас иностранный труд или во вред?!
– Есть огромный плюс в том, что иностранные работники закрывают дефицит рабочей силы в сельском хозяйстве, в строительстве и в других отраслях. Это позволяет экономике Свердловской области развиваться, а значит, бюджет может осуществлять, например, социальные выплаты и так далее. Негативные моменты начинаются, если работодатели сознательно отказываются от труда наших соотечественников, потому что иностранному рабочему можно меньше заплатить, также минус в ситуации, когда работодатель не уплачивает налоги с доходов гастарбайтеров.
– Как правительство Свердловской области регулирует миграционные потоки?
– К сожалению, в предыдущие годы были случаи, когда большое количество заявок на квоты присылали организации и индивидуальные предприниматели, которые не используют труд иностранных граждан, а занимаются, по существу, перепродажей полученных квот. В результате, не получали квоты те, кто в них реально нуждался, бюджет области недополучал доходы от уплаты НДФЛ, трудовая миграция становилась бесконтрольной, не решалась проблема занятости граждан России.
Для наведения порядка в этом вопросе Правительство Свердловской области в конце 2011 года обратилось в УФМС по Свердловской области с просьбой выдавать разрешения на работу иностранцам только к тем работодателям, у которых имеется квота на трудоустройство иностранных граждан. Это уже позволило упорядочить привлечение работодателями иностранных работников, а также предотвратить преждевременное исчерпание квоты.
Кроме того, с 2012 года сбор и обобщение заявок работодателей на привлечение иностранцев на работу ведется через общероссийский сайт «Миграционные квоты». Здесь любой работодатель может самостоятельно оставить свою заявку, затем он должен по почте выслать письменный экземпляр (с подписью и печатью) в адрес Министерства экономики, которое сверяет полученную заявку с электронной версией, обобщает все поступающие заявки и отправляет их для дачи заключений в компетентные органы.
На портале «Миграционные квоты» работодатели могут ознакомиться с движением их заявок: приняты ли они, сверены ли с письменным экземпляром, вынесены ли на рассмотрение МВК, и какое решение по ним принято. То есть – система абсолютно прозрачная.
Начиная с 2007 года, квота на иностранную рабочую силу постоянно снижается. На 2012 год она составляет 27931 человек (за 5 лет квота снизилась в 6 раз). Это обусловлено, в том числе, развитием других форм привлечения иностранных работников. Ежегодно выдается от трех до пяти тысяч разрешений на временное проживание иностранных граждан, которое дает разрешение на работу. Ежегодно увеличивается количество выданных патентов для трудоустройства иностранных граждан. В 2011 году было выдано более 16 тысяч патентов. При этом стоит отметить, что утвержденная квота на 2011 год была выбрана не полностью, только на 85%.
В настоящее время в Министерство экономики Свердловской области поступают заявки по корректировке численности привлекаемых иностранных работников на 2012 год, заявленная дополнительная потребность превышает 30 тысяч работников. Есть основания полагать, что потребность завышена. Работодатели, не купив квоты у посредников, сами пишут заявки, но просят в 6, а то и в 20 раз больше квот, чем им реально нужно.
Мы обращаемся ко всем предпринимателям с просьбой предоставлять объективные заявки. Если мы увидим, что цифры непомерно раздуты, заявки будут сокращаться. Кроме того, необходимо соблюдать указанные в заявках условия привлечения иностранцев к труду: платить официально зарплату, обеспечивать жильём и медицинским страхованием и так далее. И, конечно же, всем работодателям нужно уплачивать НДФЛ за привлекаемых трудовых мигрантов. Соблюдение всех этих условий, в целом, идёт на пользу всем: и гражданам России, и работодателям, и трудовым мигрантам.
Интервью вела Л. Уварова