Главный агроном ЗАО «Щелкунское» Евгения Александровна Хомолева и бригадир овощеводов Татьяна Ивановна Костарева (на снимке) в поле – с утра. Обе переживают за будущий урожай в хозяйстве гораздо больше, чем за свой собственный. И как тут не переживать, когда ситуация с каждым днем ухудшается, а обещанных синоптиками дождей все нет.
В эти жаркие дни овощеводы ЗАО «Щелкунское» заканчивают пропалывать свеклу. Делают это вручную, единственное орудие труда – тяпка. Без нее с некоторыми сорняками не справиться – многим из них, похоже, никакая засуха не страшна. Работать начинают в 7 часов утра, а добровольные помощники из соседней деревни – даже в 6 часов, пока нет палящего зноя.
– Травы – много, а свекла значительно меньше прошлогодней, – говорят овощеводы Фария Фаиловна Ульданова и Зинаида Зиятдиновна Гафутдинова, – а часть семян вообще не взошла. Причина известна – отсутствие влаги в почве, поливается в хозяйстве только капуста. Но все же женщины уверены: свекла еще вырастет, ведь уже сейчас можно выборочно убирать ее.
Бригадир овощеводов Татьяна Ивановна Костарева и главный агроном ЗАО «Щелкунское» Евгения Александровна Хомолева настроены не так оптимистично.
– Прошлым летом на 20 июля у нас уже была отличной морковь, свекла и капуста, все выборочно продавалось, – рассказывает Евгения Александровна. – Нынче – результаты совсем другие (напомню: в 2011 году овощеводы ЗАО «Щелкунское» добились рекордных – лучших в районе урожаев свеклы, моркови, капусты – прим. автора), хотя делаем все так же. Но погода была совсем другой: тепло, а потом – дождь, как по заказу. При нынешнем зное уже сейчас можно сказать, что на запланированные объемы мы не выйдем. Морковь сначала не могли посеять – сырая почва не давала технике зайти на поля. Потом после сильного дождя образовалась корка, сквозь которую растения не могли пробиться. Сейчас почва, как зола – морковь в ней угнетенная, вялая. Но здесь хорошие дожди еще могут исправить ситуацию.
Картофель тоже страдает от жары. На выкопанном кусте – пять совсем небольших картофелин и еще несколько по размеру похожих на бобы. Если погода не изменится, второго хлеба нынче не будет, а на привозной перекупщики тут же поднимут цену. Но надежда, как говорится, умирает последней – щелкунцы, как практически и вся страна, ждут дождей. Тогда еще хоть что-то можно поправить.
Капуста, несмотря на то, что она – на поливных землях, тоже отстает в развитии. И средняя, и поздняя капуста только собирается завиваться в кочаны. Поливают ее один раз в десять дней, чаще – нет возможности. Вчера ее вместе с поливом подкормили азофоской, в августе будет еще одна подкормка. Капуста, как и положено, каждый год выращивается на новом месте, но грунт в теплицах, где выращивается рассада, не менялся уже давно. Его смена тоже хорошо повлияла бы на урожайность.
Если дожди, повторяюсь, спасут картофель и овощи, то зерновым уже ничего не поможет, они засыхают на корню.
– На первых посевах зерновых, где зерно попало во влажную почву, а потом и дожди прошли, еще что-то есть, – продолжает Евгения Александровна. – На более поздних посевах ждать нечего. Сто гектар зерновых, пока они совсем не засохли, убрали на корм скоту. И еще убирать будем. Сегодня убираем однолетку, и на ней – нет массы. Урожайность – 32 центнера с гектара, а в прошлом году 250 ц с га было. Хотя бы две ямы силоса заготовить. Хотели нынче убирать в яму и часть многолетних трав, но нет смысла гонять на эти поля комбайны, больше средств на ГСМ потратим. 230 га костров косить не будем – здесь ничего не взять.
Стоит – ждет дождя – кукуруза, посеянная на 100 га. Большинство растений уже выбрасывает метелку, а значит прекращает рост – тоже запланированной массы не набрать. Корневая система у кукурузы поверхностная, влагу из глубины взять не может. Но при хорошем дожде она еще бы подросла.
Дождь помог бы и 300 га однолетки, посеянной в июне (специально посеяли позже, чтобы убирать одновременно много не пришлось).
Конечно, щелкунские буренки без кормов зимой не останутся – выручат прошлогодние запасы. В хозяйстве осталось с прошлого года 570 тонн сена и силос (летом 2011-го заправили 4,5 ямы).
Любовь Рудакова