Почему 25 июля не ходил общественный транспорт по маршруту 182 «Екатеринбург – Двуреченск»? Что неблагополучно в пассажирских перевозках? Об этом мы попытались узнать у должностных лиц, связанных с этой сферой.
Версия первая, главы поселковой администрации С. Н. Левенских:
– Водители не выехали утром из-за конфликта с работодателем. Маршрут обслуживает частный перевозчик ООО «Автоплюс», руководитель – А. Г. Таскаев. Работает неплохо. Кроме того с ноября он бесплатно возит людей из Двуреченска в районную больницу. На его маршруте транспорт ходит регулярно. Проблем с тем, как добраться до Екатеринбурга, у двуреченцев нет. А вот на транспортное сообщение с Сысертью люди жалуются. Автобус Сысертского АТП делает крюк и идет через Бобровский, что, конечно, неудобно. И ходит он редко. Когда частники работали на всех маршрутах, было лучше. Теперь автостанция стоит пустая. Частников туда не пускают.
Версия вторая, частного перевозчика А. Г. Таскаева:
– Когда продажа билетов идет через автостанцию, деньги к перевозчику поступают через расчетный счет АТП. Мы ездили через автостанцию АТП, но у них большие долги. Счет арестован – и они с нами рассчитаться не могут. Месяцами не можем получить свои деньги. Нас это не устраивает, поэтому разорвали договор. Добросовестно обслуживаем 182 маршрут, вся бухгалтерия у нас белая. Маршрут зарегистрирован в министерстве, внесен в реестр. На каждую машину есть паспорт. АТП запускает 189 маршрут, который на 80% совпадает с нашим. Это незаконно. Он на Екатеринбург должен ходить через Кадниково и Черданцево, мы через Бобровский и Арамиль. Но он тоже идет через Бобровский и Арамиль. И расписание составлено так, что он перед нами идет и собирает пассажиров. Забастовка нужна была, чтобы привлечь к этому внимание. Раньше у АТП четыре машины по этому маршруту ходили, после забастовки одна осталась. У нас на маршруте 25 машин. Газелей мало, в основном, форды и фудаи. Газели пускаем в дневные часы, когда мало пассажиров. И занимаемся благотворительностью. Возим жителей Двуреченска в больницу, один раз в две недели – ветеранов из Октябрьского по заказам.
Версия третья, директора муниципального АТП Ф. Л. Потапова:
– Наемные рабочие забастовали потому, что предприниматель им план увеличил и за путевки больше денег стал брать. А через автостанцию они не хотят работать, потому, что тогда придется засветить всю бухгалтерию. Договор на обслуживание мы высылали «Автоплюсу» и в июле 2011 года, и в июне 2012. У Таскаева ведь нет ни своих машин, ни своих водителей. Он их нанимает. Почти год он работал через автостанцию. Тогда не возникало проблем. Мы вместе боролись с черным перевозчиком, который работал без всяких правил. Но как только Кукушкин ушел с этого рынка, Таскаев через неделю стал работать по черной схеме, отказавшись от обслуживания автостанции. И паспорт маршрута оформляется на 2 машины, а не на 20. Что касается пассажиров из Черданцева, Кадникова, Ольховки, то их в Екатеринбург везет 133 маршрут. Он тоже выходит из Двуреченска. Делает пять рейсов в день. Еще пять рейсов делает через них 109 маршрут – Двуреченск – Сысерть. А людей в больницу из Двуреченска возит вовсе не «Автоплюс», а «Альянс» – Д. В. Метельский.
Версия четвертая, частного перевозчика Д. В. Метельского:
– Да, Двуреченцев в больницу возим мы. С такой просьбой ко мне сначала обратился директор АТП Ф. Л. Потапов и заместитель главы СГО А. Н. Галашев. Возим по талонам, раз в две недели. А борьба на рынке перевозчиков идет давно. На мой взгляд, государство десять лет работало на черных перевозчиков. Паспорт маршрута было легко оформить за деньги. Таскаев с Кукушкиным боролись друг с другом, кто больше откусит у муниципалов. Год назад ко мне за помощью обратился Таскаев. Тогда он работал в границах дозволенного. И просил противостоять нарушениям, которые допускал Кукушкин. Ребята из муниципальной народной дружины собрали информацию, благодаря которой ГИБДД, транспортная инспекция смогли пресечь нарушения. Ни у Кукушкина, ни у Таскаева своих машин нет. А водителям все равно, кому платить, чтобы работать по маршруту. Вот многие из них и перешли со 198 маршрута, который был у Кукушкина, на 182, который у Таскаева. Как только не стало 198 маршрута, Таскаев отказался работать через автокассу. Автостанция с проданных билетов получает 18% – это повсеместная практика. Деньги идут на содержание автостанции, на оплату сотрудникам.
АТП проигрывает частнику, потому что идет по четкому расписанию. Тут и предварительная продажа, а значит, раньше выехать нельзя. А маршрутки – через каждые пять минут, по мере наполнения. И они собирают по дороге пассажиров. А автобус идет полупустой. При этом себестоимость провоза на автобусе значительно больше. Может быть, АТП и было должно Таскаеву, да только и за ним долг – он арендовал площадку Арамильской автоколонны и с оплатой не спешил. Так что, кто кому должен – большой вопрос. После того, как не стало конкуренции со стороны Кукушника, отказался Таскаев и от общественной деятельности. Ранее он предоставлял технику для ветеранов, призывников.
Когда-то все пассажирские перевозки осуществляло одно предприятие – АТП. От того, что рынок заполнили частники, пассажиры только выиграли. Но здоровой ли оказалась конкуренция? К каким последствиям для пассажиров приведут конфликты перевозчиков? Способно ли государство заставить всех играть по единым правилам?
Ирина Летемина