Не секрет, что Сысерть, как, впрочем, и большинство других современных населенных пунктов, утопает в мусоре. Ведь чем больше на прилавках появляется красивых упаковок, тем больше у нас отходов.
Многоразовые стеклянные бутылки и банки во многом заменил пластик. Оберточную бумагу, пергаментные пакетики – полиэтилен. И то, что вчера было красивым оформлением товара, сегодня полетело в мусорную корзину.
Переполненные мусорные контейнеры, захламленные леса, горы отходов в укромных уголках улиц, – со всем этим одними воспитательными мерами не справиться. Горы будут расти, пока мы не научимся перерабатывать отходы во что-то полезное.
Шаги – пусть робкие – в этом направлении предпринимает Михаил Кесельман. Он несколько лет назад организовал небольшое предприятие, которое перерабатывает полимерные отходы в тротуарную плитку.
«Маяк» уже писал об этом производстве, когда оно делало первые шаги. Старые полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, сломанные пластмассовые ящики, драные полипропиленовые мешки, запчасти от детских игрушек, тару из под моторного масла и прочие вышедшие из строя полимеры при высокой температуре в специальной печи смешиваются с песком.
На выходе из печки масса похожа на пластилин. Затем ее в специальной форме прессуют, превращая в плитку.
Сысертцы могут увидеть такую плитку на автобусной остановке по Самстроя («Северный поселок»). Пол комплекса выложен плиткой пару лет назад. По заявкам покрывают плиткой дворы, делают дорожки в частном секторе.
Сегодня предприниматель выпускает порядка 200 квадратных метров плитки в месяц. А могут делать 600. Это значит, что они могли бы перерабатывать до 6000 тонн мусора в месяц!
Что же мешает? Нет заказов. Михаил мечтает хотя бы о небольшом, но стабильном муниципальном заказе. Ведь тротуарная плитка ничуть не хуже асфальта. Почему бы неблаго устраивать улицы ей, убивая сразу двух зайцев?! Ведь по мусору, поданному в таком виде, люди будут ходить с удовольствием.
В муниципалитете о деятельности М. А. Кесельмана знают.
Но никакой заинтересованности власть не проявляет. Более того – для производства он арендует старый муниципальный склад, провел сюда электричество.
Договор аренды у Михаила с муниципалитетом до 2012 года. Однако недавно это здание выставлено на торги. Стартовая цена уже превышает миллион.
У предпринимателя, занимающегося переработкой мусора небольшими объемами, таких денег просто нет!
Парадокс заключается и в том, что муниципалитет и мы, квартиросъемщики, платим деньги организации за вывоз мусора. То есть за то, чтобы наши отходы из контейнеров в центре города вывезли на свалку. Михаилу же приходится самому платить за то, чтобы воспользоваться этим мусором для благого дела.
Тут, конечно, возникает проблема сортировки мусора. В «Эко-Новая жизнь» сортировать его некому. Потребители к разделению своих отходов тоже не привыкли. Так что мусор приходится «добывать» частным порядком. Приплачивая где дворникам, где сторожам.
К примеру, сысертский «Мегамарт» дает порядка 100 килограммов полимерных отходов в неделю.
При благоприятных условиях, при минимальной поддержке власти, предприниматель смог бы развивать производство.
Ведь из полимеропесчанного сырья можно делать не только тротуарную плитку. Из него можно отливать крышки для канализационных люков (металлические-то постоянно воруют, оставляя люки опасно открытыми), можно формировать облицовочный кирпич… Но главное, развивая эту деятельность, мы можем очищать наши города и села от мусора. Пусть хотя бы только от полимерного.
На снимках: Михаил Кесельман, организовавший переработку полимерного мусора. Готовая продукция.
Фото автора