Человек имеет личный паспорт, а общественный автобус – паспорт маршрута. Без этого документа он не может возить пассажиров. Если транспорт курсирует внутри муниципалитета, паспорт выдает администрация СГО. Если межмуниципальный (к примеру, Сысерть – Екатеринбург) – то министерство.
Я занимаюсь пассажирскими перевозками с 2003 года. Работал водителем, руководителем среднего звена, теперь – руководитель частного автотранспортного предприятия. Кухню эту знаю от и до.
Нас по результатам прокурорской проверки штрафуют на 200 тысяч. Это не пощечина, это уже – смертельный удар. Штрафуют за то, что мы без паспорта маршрута возили людей из Верхней Сысерти в Екатеринбург на Северный вокзал.
Возили потому, что об этом просил сельский глава М. А. Серков. А его завалили просьбами жители. Людям нужен этот маршрут.
Почему без паспорта? Да мы полный пакет документов, необходимый для получения паспорта, сдали еще в мае. В министерстве зарегистрировали наше заявление 11 мая. Должны были в месячный срок дать ответ. Либо паспорт, либо мотивированный отказ. Готовили пакет не сами – доверились специалистам Северного вокзала, есть у них такая услуга, чтобы все документы соответствовали законодательству. Вокзалу тоже выгоден этот маршрут. Он пользуется спросом. Согласовали и с Сысертским, и с Екатеринбургским муниципалитетами, и с ГИБДД города и области… Словом, в министерстве оставалось только печать поставить. До сих пор ответа нет.
До нас по 170 маршруту десять лет катались нелегальные перевозчики. В пику муниципальному АПТ. В нарушение множества правил. Но их никто не трогал.
Мне, собственно, открытым текстом говорили: плати 350 тысяч и паспорт маршрута у тебя в кармане. Так ли это, или виной реорганизация в министерстве, но ответа не могу дождаться уже полгода. И это – моя третья попытка оформить паспорт. Ранее получил два отказа. При том, что требовали дополнительные документы, которые законом не предусмотрены.
Несколько раз за полгода напоминал о себе. 11 июня приехал – не пустили. По телефону объяснили, что специалист был в отпуске, а теперь еще некогда было заниматься нашими документами.
Спустя три недели начальник отдела министерства довольно грубо ответил: «Никому не согласовали».
Наконец, 29 октября, если верить уведомлению, письменная жалоба легла на стол министра. Еще месяц прошел. Нет ответа. Зато есть предписание о штрафе.
О том, что мы должны выполнять все требования, нам напомнили правоохранительные органы. А о том, что с нами незаконно поступают – поди-ка, пожалуйся!
Правоохранительным органам тоже удобно проверять и штрафовать белые фирмы. С черными перевозчиками сложнее. Они непонятно где находятся. Да и фирм на одном человеке сразу с десяток зарегистрировано. Маршрут оформлен на одну, а ездит фактически вторая и третья. Если выявят нарушения, то проблемы возникнут у того перевозчика, чья путевка у водителя. А это – фирмы-однодневки. Их проще бросить да зарегистрировать новую. И с той, брошенной, денег никогда не взыскать, их там просто нет.