-5 C
Сысерть
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойНовостиВ ожидании перемен

В ожидании перемен

Публикация:

13 ноября в ДК Арамили прошла традиционная осенняя ярмарка вакансий. В фойе собрались арамильцы, которые ищут работу или собрались поменять ее…

На сегодняшний день в округе официально зарегистрирован 61 безработный. На самом деле не имеющих работы, конечно, гораздо больше, просто не все спешат в службу занятости, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно. Но, как отмечают специалисты службы, ситуация стала меняться.

За последнюю неделю к ним обратилось рекордное число безработных. Связано это с сужением рынка труда и тем, что работу стало найти гораздо труднее.

Снижение числа рабочих мест можно было заметить даже в ходе ярмарки вакансий. Из десятка местных работодателей, которых пригласили поучаствовать в ее работе, приехали лишь пятеро. Как обычно, прислали свои предложения предприятия Екатеринбурга: Уралтрансмаш, концерн "Калина", завод железнодорожного машиностроения, Уралшина, фабрика "Сладко", пограничная служба ФСБ. Есть вакантные места для работы вахтовым методом в северных районах.

В сельских районах ждут бюджетников – врачей, учителей. Основной спрос работодателей на муж-чин, причем молодых, до сорока лет, с рабочей профессией.

У арамильской безработицы –женское лицо. Представительниц слабого пола в возрасте от сорока и выше нигде не ждут с распростертыми объятиями. Профессиональные навыки они зачастую утеряли, а потому ищут неквалифицированную работу – продавцов, вахтеров, сторожей. Зато у еще одной большой группы безработных и с возрастом, и с образованием полный порядок. Это недавние выпускники вузов и колледжей. Однако сложности у них аналогичные с дамами бальзаковского возраста.

Дело в том, что работодатель больше не доверяет дипломам об образовании, а требует реального опыта работы не менее двух-трех лет, молодой же специалист всегда ожидает от нанимателя большей суммы зарплаты.

До недавнего времени даже у этих проблемных категорий безработных особых трудностей не было. Ведь рядом Екатеринбург, где всегда была нехватка рабочей силы. А кроме того – высокие зарплаты и возможности для карьерного роста. Примерно четверть арамильцев уже давно работают там. Зато в последнее время сюда стали все чаще приезжать в поисках работы жители депрессивной глубинки, где давно нет ни работы, ни условий для нормальной жизни, где даже самая малооплачиваемая работа редкость. До недавнего времени у арамильцев был выбор, они с легкостью меняли работу, придирчиво рассматривали предложения работодателей.

Однако всему этому приходит конец. Мировой экономический кризис добрался и до Урала. Скоро мы почувствуем его на себе. Страшное слово «рецессия» все чаще звучит в речах наших политиков и экономистов. Означает оно замедление темпов роста экономики и все связанные с этим неприятности: закрытие предприятий, остановку заводов, массовые увольнения, снижение уровня жизни. Восемь лет страна рапортовала о своих успехах и достижениях, о безудержном экономическом росте, вставала с колен, гордилась стабильностью. То ВВП кидалась удваивать, то национальные проекты перевыполняла, то выстраивала стратегические планы развития на 10 лет вперед.

Всюду шел невиданный подъем. Гордость переполняла нас, самооценка росла, как на дрожжах. Закончилось все большим конфузом. Когда на западе разразился финансовый кризис, вдруг выяснилось, что наши банки, заводы, фабрики, целые отрасли должны иностранным банкам в общей сложности около 500 млрд. долларов.

Оказывается, все эти годы страна жила в долг. Долги в десятки миллиардов висят даже на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, могущественный Газпром и тот в долгах. Король оказался голым. Сейчас Запад больше не дает нам денег в долг. Рухнула фондовая биржа, начали разоряться банки, которые брали на Западе деньги под 4 процента и давали нам под 15.

Пришло время платить по счетам. Памятью о девяностых годах всплыло в речи министра финансов мерзкое словечко – «девальвация».

Еще совсем недавно мы надували щеки от гордости за укрепление рубля. Как выяснилось, никакой нашей заслуги в этом не было, всему причиной были высокие цены на нефть, сейчас они упали почти в три раза, вместе с ними упал и рубль.

Некоторые отрасли промышленности начали сворачивать производство, особо невезучими оказались машиностроение, металлургия, строительство, банковский сектор.

Уральские службы занятости недавно объявили, о том, что после нового года сокращение ждет 5,5 тысяч рабочих. Кстати, в арамильскую службу по трудоустройству уже обратились несколько человек, ожидающих скорого сокращения. Экономисты предсказывают, что пик кризиса придется на март-апрель будущего года. Сколько людей окажется на улице, пока предсказать невозможно.

До недавнего времени бюджетников кризис не касался. Но когда верстался областной бюджет на 2009 год, мы услышали еще одно слово из лексикона 90-х годов – секвестирование. Бюджет области был урезан на 29 млрд. рублей. Соответственно, снизятся и доходы бюджетников. Государство старается, как может, помогая бедным банкирам, несчастным олигархам, биржевым спекулянтам, которые проигрались в пух и прах, миллиардные суммы идут из казны на оплату их долгов. Не забывает и нас. Принято решение на 50 процентов увеличить пособие по безработице, теперь вместо 3,5 тыс. рублей оно будет составлять почти 5,5 тысячи рублей.

Еще неделю назад СМИ даже слово это запрещалось употреблять – «кризис», но после того, как на правительственном уровне была принята антикризисная программа, запрет поневоле пришлось снять, а то уж совсем смешно получалось – антикризисная программа есть, а кризиса нет. Страшно нашей власти признаваться перед нами в восьмилетнем ничегонеделании. Экономисты не без оснований считают, что больнее всего кризис ударит по промышленности. На мировых рынках уже снизился спрос на металл, автомобили, нефть, потреблять их стали меньше, значит, и производство сократится.

Что в свете всего происходящего ожидает Арамиль? 386 предприятий когда-то были гордостью нашего города. Теперь ее значительно поубавится. Два первых кризиса – начала 90-х и конца 90-х – уже изменили структуру арамильской промышленности. В советское время большую долю составляли предприятия агропромышленного комплекса. Где сейчас все эти Агрохим-сервисы, Агропромэнерго, Арамильсельхозремонты и т.д.? От них остались одни названия, предприятий давно не существует, площади сданы в аренду частным предпринимателям. Разорились и два сельхозперерабатывающих предприятия – молочный завод и мельница.

Два градообразующих производства давно утратили свой статус и просто сводят концы с концами. На смену им пришли предприятия рыночной экономики, для которых главным стало получение прибыли. Частник ориентировался на рынок и старался удовлетворить его запрос. Закрылись последние предприятия советского периода, не выдержавшие конкуренции, это заводы Двигатель, Доркомплектсервис.

Сейчас арамильцы наблюдают закат АТП, которое добивает частный извоз. 3-5 лет назад начался строительный бум, арамильские частные предприятия быстро переориентировались на его потребности. На территории округа выросли гиганты производства отделочных материалов, такие как Солид, Декра.

Больше половины всех наших предприятий так или иначе связаны со строительным бизнесом – и те, кто пилит лес, и те, кто производит трубы, делает пластиковые окна, двери, покрытия, пеноблоки, облицовку и еще многое другое. В этом производстве заняты тысячи арамильцев, и в этом производстве сейчас начинается спад.

По мнению городских риэлторов, спрос на квартиры начал падать уже с начала нынешнего года, когда банки стали меньше выдавать ипотечных кредитов. Сейчас большинство банков полностью прекратили кредитовать покупку жилья, а те, которые выдают кредиты, взвинтили процентную ставку до 24 процентов, и при этом требуют от заемщиков внесения первого взноса от 20 до 50 процентов стоимости квартир.

Граждан, соответствующих этим требованиям, становится все меньше. До трети уже построенных квартир остаются непроданными. А ведь строится жилье на деньги, занятые в банке, и отдать долг застройщик обязан в строго установлен-ные сроки, иначе разорится. Многие стройки уже заморожены, спрос на строительные материалы упал.

Строители отправлены в вынужденные отпуска. Компании сокращают выпуск стройматериалов, увольняют рабочих. Конечно, полностью производство не остановится, однако большая часть этих предприятий монопромышленности окажется нерентабельной и закроется. Это дело времени. Что же ос-танется?

Будем надеяться, что продолжат работу два предприятия Уралтрансгаза, хотя они не являются основными производствами Газпрома и он сейчас активно избавляется от непрофильных активов. Не лучшие времена настали и для дорожно-строительных предприятий. В областном бюджете значительно урезанными оказались статьи расходов, заложенные на ремонт дорог.

А машиностроительные заводы Арамили уже сейчас находятся в тяжелой ситуации. Эту отрасль охватил кризис неплатежей – еще один забытый термин из прошлого, как оказалось, не такого уж далекого.

Рассчитываться производителям и поставщикам нечем, банки перестали кредитовать их. На одном из арамильских машиностроительных предприятий уже около трех месяцев не выплачивают зарплату рабочим. А в мелком бизнесе первыми кризис почувствовали на себе продавцы промышленных товаров: люди стали реже покупать одежду, бытовую технику. Будем надеяться, что владельцы предприятий, как и после первых двух кризисов сумеют оперативно перестроиться, найдут свою нишу в новой после-кризисной экономике и наладят производство.

Скорее всего, затронет кризис и арамильских бюджетников. Бюджет округа на 2009 год примерно на четверть состоит из налогов на физических лиц, то есть напрямую зависит от доходов арамильцев. Снижение их доходов, которое вызовет кризис, соответственно приведет к сокращению бюджета. Средняя заработная плата в бюджетной сфере за 9 месяцев текущего года составила 14254 руб. При этом в лидеры вырвалось наше здравоохранение, здесь получали по 20040 руб., что выше, чем в промышленном производстве, где средние зарплаты были на уровне 17614 руб. и в строительстве – 14143 руб. Странные перекосы, когда в непроизводящей сфере рост зарплат шел быстрее, чем в производственной, кстати, тоже одна из причин кризиса.

Как ни странно, будут и положительные перемены. Начнется снижение неоправданно вздутых цен. Например, в Казахстане, где кризис начался годом раньше, цены на жилье опустились уже в 2-3 раза, у нас снижение составило пока только 0,5 процента. Должна подешеветь бытовая техника, предметы роскоши, автомобили. Снизятся цены и на некоторые услуги. Правда, сделать крупную покупку простым людям вряд ли удастся. Многие потеряют работу, у других уменьшатся размеры зарплаты.

Среди них будет большой процент работников офисов и управленческого персонала, эти категории уже сейчас подвергаются сокращениям.

В службах занятости офисным леди предлагают работу продавцов розничных торговых сетей, а для «эффективных менеджеров» имеются рабочие места, где дефицит специалистов ощущается при любом ре-жиме и государственном строе – это вакансии слесарей, стропальщиков, токарей, фрезеровщиков, механиков, сварщиков и т.д.

Во время кризиса богатые становятся еще богаче, бедные еще беднее – гласит основоположник коммунистического учения Карл Маркс.

Сейчас многим из нас представиться возможность убедиться в правильности марксистской теории. Нет, мы не нагоняем панику, которой больше всего на свете боится наше правительство, поэтому с утра до вечера по телевизору успокаивает и усыпляет нас: мол, кризис там, на проклятом Западе, а у нас «все хорошо, прекрасная маркиза», нам все это в форточку надуло, у нас стабфонд, денег много, не думайте ни о чем, мы за вас подумаем, решим.

Мы должны отдавать себе отчет, что же нас ожидает, чтобы не свалился этот кризис нам, как снег на голову. Лучше быть готовым к неожиданностям, чем потом рвать на себе волосы. То, что придется потуже затягивать пояса, не скрывает никто. Отказаться от некоторых приобретений, не брать кредит в банке под высокий процент. Не думать, что если кого-то уволили с работы, то нас-то это никогда не коснется. Не очень приятно будет остаться без работы с непогашенным кредитом. Кстати, государство ужесточает закон по отношению к неплательщикам, без санкции суда у просрочивших выплаты по ипотеке будут забирать квартиры, лишать свободы сроком до двух лет за долги банкам. Кроме этого нельзя забывать о том, что с 1 января 2009 года на 30 процентов повысятся платежи за услуги ЖКХ.

Тем, кого кризис коснется в первую очередь, придется серьезно изменить свой образ жизни, да и всем нам придется жить по средствам. Придется вспомнить и еще кое-что из подзабытого. Например, то, что наши договора с работодателем стоят не больше, чем бума-га, на которой они напечатаны. Что профсоюзов, которые могли бы защитить наши права, не существует. Что мы не знаем Трудового Кодекса. Что мы разъединены, что не поддерживаем оппозицию. Что боимся протестовать, даже когда власть имущие откровенно нарушают закон. Придется вспомнить, что мы – граждане нашего государства, за чей счет оно и живет, кстати, весьма и весьма неплохо. Если мы ему об этом не напомним, оно совсем про нас забудет. Вот ведь, несмотря на прогнозируемый рост безработицы, государство повысило квоту на приезд рабочей силы из-за рубежа, в основном из республик Средней Азии. В 2009 году к нам въедет 4 млн. мигрантов, что на 600тыс. больше, чем в нынешнем году.

Это может радовать только скинхедов, а у нас вызывает недоумение и заставляет задуматься. Нас что, совсем списали со счетов? Или государствобольше заинтересовано в неприхотливом, послушном, бесправном рабочем люде, которое будет работать за копейки, не требовать социальных гарантий, обходясь без жилья, школ, больниц?…

…Пятеро безработных – мужчина и четыре женщины – нашли для себя рабочие места. Работа вахтовым методом и переезд в другие районы не привлекли никого: пока еще выбор есть.

Остальные безработные выстроились в длинную очередь за отметкой в карточке. Скоро все мы разделимся на тех, у кого все в порядке, и тех, кому не повезло, последние окажутся в хвосте этой очереди. Не дай Бой никому…

 

Г. Арамиль.

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь