1 декабря – Международный день борьбы со СПИДом. С момента открытия вируса в 1983 году медицина долго не знала, как бороться с этим страшным недугом. Считалось невозможным предотвратить смертельный исход при заражении. Сегодня существует специальная терапия, которая задерживает развитие заболевания и помогает человеку оставаться на плаву во что бы то ни стало. В Сысертском районе проблемами СПИДа занимается инфекционное отделение центральной районной больницы во главе с врачом-инфекционистом Игорем Всеволодовичем Киркором. На вопросы о «чуме 21 века» ответили медсестра кабинета инфекционных заболеваний Ольга Жановна Богомолова и врач-эпидемиолог Сергей Александрович Ярков.
– Сколько носителей вируса состоит на учете по району?
– Регистрация инфицированных пациентов началась в 1999 году. И с того момента по сегодняшний день эта цифра составляет 651 человек. Это только взрослые. Детей за весь этот период зарегистрировано 124.
От ВИЧ-положительных мамочек в 2008 году родились 23 младенца, и еще трое таких женщин сейчас ждут ребенка.
– Есть надежда родить здорового ребенка у зараженной мамы?
– В большинстве случаев так и происходит. Женщина, которая вовремя беременности наблюдается в Центре профилактики и борьбы со СПИДом, получает профилактическое лечение, имеет 95%-ный шанс родить здорового малыша. Его при появлении на свет автоматически ставят на учет и наблюдают, не развиваются ли клетки вируса. Каждые три месяца берется анализ. Чаще всего передавшиеся с материнской кровью антитела к ВИЧ отмирают и вытесняются из организма новорожденного. Когда три раза подряд анализ крови покажет отрицательный результат, мы снимаем ребенка с учета. Обычно это случается ближе полутора годам. Когда уже на 100% известно, что ВИЧ у него нет, ему разрешается идти в детский сад.
– Сколько детей в Сысертском районе уже сняты с учета?
– 66 детей (из 124) у нас уже не числятся. Только один из них – по причине смерти. Младенцу было всего три месяца. Из оставшихся 58 ребят у шести заболевание перешло в стадию СПИДа.
– У кого чаще всего выявляется ВИЧ-инфекция?
– Больше заболевших мужчин. У женщин инфекцию часто находят вовремя беременности, потому что мало кто сдает анализ без острой необходимости. Инфекция никак себя не проявляет длительное время. Это может показать только анализ. А при беременности он обязателен. В ожидании ребенка женщина дважды проходит тест.
– Предположим, у беременной женщины ВИЧ, что дальше?
– Сейчас есть химиопрофилактика. Проводится она всем инфицированным женщинам. Препараты выдаются в областном центре «СПИД» бесплатно. Для плода профилактика не опасна, напротив, она направлена на снижение риска передачи вируса ребенку.
– Кто еще, кроме будущих мам, обязан проходить анализ на ВИЧ?
– Молодые люди перед уходом в армию обследуются, также все, кто встает на учет у нарколога, пациенты, поступающие в стационар на операцию. В обязательном порядке иностранцев направляют на анализ. И, конечно, всех «контактных» инфицированного, то есть тех, кого больной мог заразить.
– Сколько человек уже болеют СПИДом?
– Бессимптомная стадия развития ВИЧ (то есть, когда нет выраженных симптомов) перешла в стадию СПИДа примерно у пятидесяти больных. Они получают антиретровирусную терапию. Цель этой системы лечения – уменьшить вирусную нагрузку в организме, поддержать иммунитет, снизить возможность появления других заболеваний.
– СПИД не исключает смертельный исход. Много ли жизней наших земляков он унес?
– В этом году, а он еще не закончился, в Сысертском районе умер 21 человек с таким диагнозом. Из них большая часть – от передозировки наркотиков. Нередко смерть наступает от сопутствующих заболеваний. Так как иммунная система поражена, болезням, особенно серьезным, организм сопротивляться уже не в состоянии. К СПИДу«прикрепляются» такие болячки, как туберкулез, пневмония, сердечно-сосудистые заболевания.
– Растет ли количество вновь выявленных?
– К сожалению, да. Если в 2000году вирус обнаружили у 38 человек (из них 36 – мужчины), то в прошлом выявили 87. За 2008 год на сегодняшнюю дату положительный ВИЧ-статус подтвердился у 88 человек. Практически каждую неделю выявляем новых. (Во время разговора с Ольгой Жановной в кабинете раздался телефонный звонок. «Зарегистрируйте, пожалуйста, еще троих ваших…» – прозвучало на том конце провода. Сообщили результат теста из областного центра «СПИД».)
– У нас в городе люди с этим диагнозом получают бесплатную терапию?
– Люди, которых мы поставили на учет, два раза в год обследуются на иммунный статус. Если выяснится, что он снизился, тогда дело дойдет до терапии. Назначаются лекарства. Они очень дорогие, но больным предоставляются бесплатно. Принимать их необходимо по часам. Отступать от лечения, делать перерывы ни в коем случае нельзя. К сожалению, в области не предусмотрены отдельные койки для ВИЧ-инфицированных. Нет отдельного стационара, предназначенного именно для них. У нас всего четыре койки (одна палата) в госпитале инвалидов войны в Екатеринбурге. Там года через два, если все будет хорошо, планируют открыть специализированный центр для больных детей. Если мы госпитализируем пациента, то он лежит в инфекционном отделении.
– Сколько проживет человек с ВИЧ?
– Это невозможно предсказать. Болезнь развивается у всех по-разному. У кого-то быстрее, у кого-то наоборот. Прогноз сделать практически нельзя. Некоторые живут по 15-20 лет, не ощущая никаких изменений в самочувствии. Ведут полноценный образ жизни, ничего кардинально в ней не меняя. Что можно сказать точно – определенных ограничений на этот счет нет никаких.
– Запрещает ли врач контакты с другими людьми во избежание передачи инфекции?
– Врач пациенту этого запретить, по сути, не может. Природа есть природа, любой все равно будет контактировать. Они пишут расписку о том, что знают об уголовной ответственности за намеренное распространение вируса. Мы предупреждаем, что секс должен быть защищенным. Выявляем «контактных». Правда на это люди идут нехотя. Молчат, как партизаны.
– Как реагируют люди, когда узнают диагноз?
– По разному. Наркоман понимает, что получил то, к чему и шел. Хуже всего реагируют женщины, когда узнают о ВИЧ-инфекции вовремя беременности. Мы беседуем с пациентами, объясняем, что это не приговор. Когда людям сообщают о сахарном диабете, никто ведь сразу умирать не собирается. Тем более, сейчас есть специальные препараты, которые позволяют продолжать жить спокойно.
– Что Вы можете сказать о реакции общества на ВИЧ-положительных?
– Никто ведь их заболевание не афиширует. Если только они сами посчитают нужным кому-то об этом рассказать. Вообще окружающие должны адекватно отнестись к такому человеку. Не надо от него шарахаться, бояться его.
– Как ведется профилактика борьбы с ВИЧ у нас в районе?
– У нас действуют программы «Анти-ВИЧ» и «Анти-СПИД». Она включает, во-первых, использование барьерных средств для медицинского персонала, контактирующего с кровью больного. Благо, сейчас больница перешла на одноразовый инвентарь. Раньше все инструменты кипятили и обеззараживали спиртом. Во-вторых, ведется обязательное обследование на ВИЧ некоторых категорий граждан. В-третьих, мы индивидуально беседуем с каждым. Консультирует.. Недаром ведь говорят, знание – сила.
Мы рассказываем ему о его болезни подробнее, чтоб он не паниковал. Говорим о том, что с ней можно бороться, отвечаем на все его вопросы. Выезжаем по необходимости на дом.
– Где сдают анализ на наличие вируса иммунодефицита?
– Анализ можно сдать в Сысерти. Отсюда он отправляется в лабораторию города К.-Уральский. Результат готов в течение двух недель. В Екатеринбурге центр «СПИД» находится на территории Областной больницы №1, где каждый может пройти обследование. Там результат становится известен гораздо быстрее.
– Можно ли выделить группы риска? Кто больше подвержен заражению? Или заразиться может любой, независимо от возраста и образа жизни?
– Медицинские работники рискуют заразиться, потому что именно они оказывают помощь ВИЧ-инфицированным. А в медицине не исключена возможность получения микротравм. Кровь, пораженная вирусом, может попасть в ранку. По частоте выявления вируса на первом месте стоят наркоманы. На втором – люди, ведущие беспорядочную сексуальную жизнь. По-прежнему остается риск заражения от донора крови при переливании или органа при его пересадке другому человеку.
– В каких случаях человека снимают с учета?
– Если человек уезжает из города и меняет прописку, если получаем отрицательные анализы у детей, рожденных от ВИЧ-положительных мам. Третий случай самый неприятный – это смерть.
– Какой прогноз по распространению инфекции?
– Неутешительный. Есть категория несознательных людей, которые мало того, что махают рукой на себя, но еще и подвергают опасности своих близких. Каждый год цифра зараженных растет. Часто состояние человека, живущего с ВИЧ, связано не только с проявлениями болезни. Многое зависит от его жизненной позиции, мыслей, чувств, взаимоотношений в семье, трудовом коллективе, обращения с ним врача. Диагноз СПИД – не конец жизни. Но, вероятно, сталкиваясь с ним, человек осознает ценность каждой секунды своего существования.
ВИЧ-инфекция НЕ ОЗНАЧАЕТ:
– что заболевание отразится на самочувствии.
– что человек беспомощен.
– что инфицированный скоро умрет. Люди живут с диагнозом долгие годы и могут прожить неограниченное время.
– что жизнь должна коренным образом поменяться, если человек сам этого не хочет.
СТАТИСТИКА
СПИД уже унес жизни более 25 миллионов человек во всем мире. В нашей стране уже выявлено более 300 тысяч людей, живущих с ВИЧ. Реальное же количество в 3-5 раз больше.80% носителей вируса в России – это молодые люди от 18 до 35лет.
Россия занимает одно из первых мест в мире по темпам распространения ВИЧ-инфекции.
По статистике каждый час этот диагноз ставится шести гражданам России. С каждым годом увеличивается число женщин с ВИЧ-инфекцией, следовательно, растет число детей, рожденных ими.
Некоторые специалисты считают, что каждый сотый житель планеты уже заражен вирусом иммунодефицита человека. А в ряде стран Африки до 15-20% взрослого населения инфицированы.

я низнаю как жить с вич,подозреваю но боюсь убедиться в этом!