В сегодняшней оценке России экономисты находят много приличных показателей. Однако есть опасности. К примеру, при росте зарплаты в 11 процентов производительность труда выросла лишь на семь. Это значит, увеличилась нагрузка на производителя.
Прогнозируют стабилизацию цен на нефть, но при этом добыча нефти у нас будет снижаться, а ее потребление для собственного производства увеличивается. В то время как западный мир стремится к снижению энергоемкости, Россия остается энергоэнеффективной страной.
Еще одна опасность, подстерегающая Россию, – пенсионный дефицит. Он прогнозируется после 2015 года. Если в СССР на 10 работающих приходился 1 пенсионер, сейчас на 10 работающих уже 6 пенсионеров, к 2015 году эта пропорция будет один к одному.
По заданию российского правительства группа независимых экспертов разрабатывала и анализировала экономические сценарии, по которым может пойти страна. Возможно четыре стратегических сценария после выборов 2008 года.
Первый – «Рантье». К власти приходят люди левоцентристского направления. Они занимаются перераспределением ренты природных ресурсов. Увеличивается добыча нефти, газа, никеля, пушнины… Но года через четыре происходит неизбежный спад.
Второй – «Мобилизационный». Деньги бросают на развитие топливно-энергетического, оборонного комплекса. Создаются станкостроительные, автомобилестроительные и прочие государственные корпорации. С неэффективным и непрозрачным управлением. Что также через 4-5 лет приводит к падению темпа производства и отставанию от других стран.
Третий – «Инерция». Продолжение того, что происходит сейчас. Не предпринимаются усилия для модернизации производства. Не проведены до конца пенсионная, жилищная реформы. Жить по инерции – решать проблемы, которые возникают. Не на опережение.
Четвертый – «Модернизация». Экономика нуждается в инновациях. Именно к этому варианту склоняются исследователи. К нему нужен план законодательной и других реформ. Лидерство, честный диалог, борьба с коррупцией. А победить коррупцию можно только в ходе конкурентной политической борьбы при свободных СМИ и реальном гражданском обществе. Этот сценарий самый трудный, но он единственный, который ведет к развитию. И именно этот сценарий сейчас обсуждается в Москве как среднесрочный.
И. Летемина