В канун старого Нового года моя лучшая подруга думала о своем дне рождения. «Ждешь, ждешь этот день, а он наступает и… ничего особенного не происходит. Поздравления, звонки, подарки… Приятно, но все как обычно».
14 января ей исполнился 21 год. Решили отметить по-тихому, в кафе. Вечер начинался безмятежно. Перед кафе именинница собралась заглянуть домой и тут поняла, что второпях закрыла дверь квартиры каким-то чудесным образом. Сунув ключ в скважину, не понимая, что она сделала не так, подруга вертела его туда-сюда. Ключ почему-то отказывался поворачиваться. Мужская сила с замком тоже не справилась. Что делать? Через балкон лезть страшно: темно, холодно, высоко. Соседи предложили свое окно, но без снаряжения даже самому ловкому выполнять «оконно-балконный десант» было бы очень опасно. Поковырявшись минут 25 в злосчастном замке, мы убедились, что дверь самостоятельно нам не открыть. Надо звать на помощь.
В кафе все-таки заглянули (день рождения-то нужно отметить!) хотя настроение было уже не то.
За чашкой чая, взвесив все «за» и «против», дружно решили поехать к спасателям. На то они и зовутся «спасателями», что спасают кого-то! Первый вопрос, который нам здесь задали: «В квартире кто-то есть?». «Нет…» – ответили мы и вмиг поняли, что выход из положения еще не найден. Вместе с вежливым обоснованным отказом мы получили совет:
– Езжайте в ЖКХ. Там дежурные слесари есть. Может, выручат.
01.00 – мы в ЖКХ. Объяснили ситуацию. Мужчина на вахте нехотя пропустил нас на территорию предприятия, показал дорогу. Одну дверь нам не открыли совсем, хотя некоторые признаки присутствия людей были. Попытали счастье, прошли дальше. Двое сотрудников за следующей дверью не спали (наверное, мы разбудили их, пытаясь попасть в предыдущее помещение).
– Мы не имеем права вскрывать двери, – произнес тот, что постарше, – обратитесь к спасателям.
– Мы как раз от них, – говорим, – к вам отправили. Подскажите, как быть.
Мужчины задумались.
Дальнейший наш путь лежал в сторону охранного предприятия «Сова». Какой черт дернул нас туда поехать? Скорее всего, сработала ассоциация с Екатеринбургской «Совой», где наше обращение восприняли бы как сигнал к действию. По дороге оттуда начало подступать отчаяние. В голову не приходило ничего, кроме МЧС – пожарной части. На мобильном набрали 010. Ожидаем ответа местной службы спасения. Ответа нет. Набираем 020. Попадаем в милицию. Советуют обратиться к спасателям. Уверяем, что у них мы были в первую очередь, и спасать в закрытой квартире некого.
Около двух часов ночи подъезжаем к пожарной части. Стучим, звоним. После пятиминутного ожидания трем девушкам открывают очередную дверь. Вновь рассказываем свои страдания, на что слышим уже поднадоевшее: «Вам надо к спасателям». Энный раз за последние полтора часа объясняем причину их отказа. Нам уже совсем не смешно. Вторая подруга живет в Екатеринбурге, и единственно возможным вариантом видится ночевка у автора этих строк (я, конечно, не возражала, но уже хотелось довести дело до конца).
Пожарные дают нам последнюю надежду на то, что ночное приключение закончится благополучно для всех – все попадут к себе домой и мирно лягут спать перед утренней работой или учебными парами. Нет, они не дали нам пожарную лестницу. Это было нечто более компактное. Визитка с надписью «Если Вы потеряли ключ. И Вам нужно открыть дверь, звоните …». Звоним (понимаем, что поздновато для звонков, но выхода-то нет). Мужской голос не сразу, но бодро отвечает. Никто не удивился его упоминанию о спасателях. Заученное наизусть плачевное объяснение укладывается в полминуты.
– Я сейчас не в Сысерти. Позвоните утром.
Кладем трубку и едем ко мне. В тесноте, да не в обиде. Как отрадно, что есть на свете такое понятие, как дружба!
Конечно, чего греха таить, мы все когда-то кому-то в чем-то отказывали. Но! Понимая безысходность ситуации при наличии реальной возможности помочь, почему бы не пойти навстречу? Видимо, мы так воспитаны. Не умеем сочувствовать. А если умеем, то не готовы бросить все ради кого-то и сделать доброе дело. Особенно, если просит человек, которого видишь впервые в жизни.
В моем рассказе нет претензий к представителям служб, в которые мы обращались. Но мучает недоумение. Ведь такие ситуации, пусть не периодически, но все-таки происходят! Вполне возможно, среди читателей найдутся люди, пережившие подобное. Если за захлопнутой дверью, простите, человек не умирает, то никого не волнует, как вы будете эту дверь открывать.
А допустим, мы были бы не на автомобиле. На телефонах не было бы денег или все они остались внутри. Нас было бы не трое, а одна хозяйка… Бывает всякое. И что делать? Безвыходное положение! В данном случае, помощь – самое что ни на есть спасение жизни человека.
Благо, у нас все было не столь мрачно. Точку поставили на следующий день, когда родственники инструментами открыли дверь и сменили неподатливый замок.
История – весьма поучительная. Куда обращаться нет смысла, мы теперь точно знаем!
Имениннице же в этот раз впечатлений хватит вперед на несколько лет! Наверное, не стоит желать себе в подарок настолько экстремальных событий… Сысертский район Свердловская область
