
Заядлый рыбак и охотник Николай Вениаминович Девятых увлекся еще и выращиванием винограда. Началось все, когда прочитал в «Маяке» первую публикацию Надежды Ивановны Возняк. Узнал ее телефон, договорился о саженцах… А поскольку человек он ответственный и трудолюбивый, как говорят, с золотыми руками, тут же сделал еще одну теплицу. В новую – переехали томаты, а в старой (5 метров – длина и 3 метра – ширина) вольготно расположились три двухлетних саженца винограда: с одной стороны – Памяти Шатилова; с другой – Загадка Шарова и Памяти Домбковской. Хорошо, что все три были с закрытой корневой системой – росли в 5-литровых пластиковых банках из-под воды. Николай Вениаминович эти банки аккуратно разрезал и так же аккуратно перевалил саженцы на постоянное место. Никакого дискомфорта при этом они не почувствовали и ни дня не болели.
– Посадил виноград сразу в теплицу, чтобы не рисковать, – рассказывает Николай Вениаминович. – У Надежды Ивановны – южный склон, с севера надежно защищенный домом. У нас же условия – совсем другие, температура – всегда на три градуса ниже, чем в других местах Сысерти. В остальном сделал все, как советовала Надежда Ивановна: выкопал ямы, насыпал камней и щебня, чтобы хороший дренаж был, установил на камни в каждую яму отрезок пластиковой трубы, через которую ведется полив и подкормки. Это было весной. Виноград рос и развивался. А уже на следующее после посадки лето все три куста дали отличный урожай. Ягоды созревали в середине июля, причем были гораздо вкуснее, чем те, что продаются сегодня. И самое главное они выращены без всяких химических обработок, которые вынуждены проводить в южных регионах. Хватило не только внучкам, но и всем их подружкам в округе.
Как сохранял лозы зимой?
Уложил их на лапник, сверху снова накрыл лапником (это отличная защита от мышей) и все укрыл снегом, который вывозил из ограды.
Весной, когда снег стаял, лапник убрал. Почва подсохла, и Николай Вениаминович поднял лозы на шпалеру (проволока между столбами натянута параллельно земле в пять рядов, расстояние между которыми – 40-50 см). Лоза растет практически до самой крыши теплицы, а высота теплицы – около трех метров в коньке.
Поливается виноград один раз в неделю, но обильно – по лейке в каждую трубу и по лейке – под куст. Особых подкормок – нет. В бочке воды, которая стоит тут же в теплице (чтобы вода для поливов всегда была теплой, в каждой теплице стоит по бочке с водой), размешивается зола – это и есть подкормка. Иногда, но достаточно редко, к этому добавляется настой сброженной травы.
Сейчас Николай Вениаминович убирает на лозах только пасынки (как у томатов). А в конце июля – августе, после того, как виноград созреет, будет срезать все лишнее. Весной он не обрезает ничего.
Остановится ли виноградарь на достигнутом или будет садить и выращивать все новые сорта?
– Буду и дальше разводить виноград, – утверждает Николай Вениаминович. – Два куста (кроме тепличных) уже посажены в открытый грунт, последний, правда, купленный у приезжих торговцев на улице, уже не подает признаков жизни. Но этой ошибки больше не повторю.
Любовь Рудакова
