23 марта исполнилось пять лет со дня образования агентства недвижимости «Малахит». Единственного в Сысерти, который входит в состав «Уральской палаты недвижимости». О том, с какими результатами компания подошла к юбилею, наше интервью с генеральным директором агентства Ф. З. Шарифуллиным.
– Фарит Зуфарович, что дает вам членство в Уральской палате?
– Дело в том, что в 2002 году было отменено государственное лицензирование на риэлтерскую деятельность. Продажа недвижимости оказалась никому неподконтрольной сферой. Объекты стали продавать все, кому не лень. Начался хаос. Фирмы-однодневки исчезали, клиенты теряли деньги и никто не нес за это ответственность.
– Получается, в самый разгар этого хаоса, в марте 2004 года и родилось агентство «Малахит»…
– Да, и мы с первых шагов стремились к надежности, к прозрачности отношений с клиентами. Именно поэтому прошли систему добровольной сертификации услуг в некоммерческом партнерстве «Уральская палата недвижимости» и в 2005 году получили соответствующий сертификат. В декабре 2006 года приняли решение вступить в члены «Уральской палаты недвижимости». Для этого тоже нужно взять на себя некие добровольные обязательства. Два года мы проходили кандидатский стаж. Давали, кстати, и в «Маяке» объявления о том, есть ли к нашей организации какие-либо претензии со стороны клиентов. В этом объявлении телефон Уральской палаты. И вот, меньше месяца назад, 24 февраля нам вручили Свидетельство N550 о том, что агентство недвижимости «Малахит» является действительным членом некоммерческого партнерства «Уральская палата недвижимости». 550 – столько организаций из Екатеринбурга и Свердловской области сюда входит.
– Что дает этот документ? Это членство?
– Все это удостоверяет нашу
надежность. Главное, что мы гарантируем – чистоту сделки. В Сысерти многие люди в этом не разбираются. Свердловчане же знают, с каким риэлтером можно иметь дело. Женщина из Екатеринбурга приехала к нам и растерялась. Оказывается, в Сысерти огромное число агентств недвижимости. С кем заключить договор? Она обратилась за справкой в Уральскую палату. А там ответили: мы можем ручаться только за одно. Ведь сертификат не дадут организации, не соответствующей определенному стандарту. У нас есть офис, с вывеской, с книгой жалоб и предложений, с утвержденным прейскурантом, с комнатой для переговоров. Офис находится под охраной. Риск клиентов мы страхуем на 5 млн рублей.
– Но ведь сделки по недвижимости могут и превышать эту сумму!
– Страховка нужна, когда вносится аванс, а сделка вдруг расстраивается. Авансируют же значительно меньше суммы. И страховка с лихвой окупает риск. А сама чистота сделки гарантируется тем, что мы прежде чем оформлять куплю-продажу, берем справки в юстиции, в БТИ, что квартира не обременена. Кроме того, все агенты «Малахита» аттестованы уральской палатой и постоянно проходят курсы повышения квалификации.
– Каким дисциплинам учат продавцов недвижимости?
– Изучению спроса, изучению рынка. Учат, как правильно продать. Это только со стороны кажется, что наша работа – простое занятие.
– Что самое сложное? Оформить множество документов для совершения сделки?
– Нет. Это как раз самое легкое. Найти подходящий вариант. Договориться об оптимальной цене. Порой приходится выступать и юристом, и психологом, и арбитром для родственников.
– ?!
– Ну, например, при наследстве очень часто встречаются ситуации, когда близкие родственники пытаются обмануть друг друга. Одному хочется «выделить» долю подешевле. Другому побольше получить.
– Как агентство может повлиять на это? Ведь со стоимостью дома должны определиться собственники.
– Цена должна быть обоснована. Мы не стараемся занизить или завысить стоимость. Мы стараемся оптимально ее оценить, проанализировать ситуацию на рынке. Продавец должен знать: по какой цене мы выставляем объект, сколько стоят наши услуги. Встречается множество риэлтеров, когда клиент знает только ту сумму, которую он должен получить. Посредник накручивает цену чуть не в полтора раза, а собственник не понимает, почему его участок никто годами купить не хочет. Есть так называемые «черные риэлтеры». Они работают без всяких офисов. Деньги в машине отсчитывают. И находятся такие люди, которые им авансы без всяких документов отдают. Потом те бесследно пропадают. Об условиях сделки, обо всех суммах нужно договариваться на берегу. У нас единый образец договора по всем агентствам, которые входят уральскую палату недвижимости. В нем все прозрачно, оговорены все нюансы.
– Вашему агентству, как и любому другому посреднику, выгодно установить высокую цену. Ведь риэлтеры зарабатывают процент от сделки.
– Какой смысл завышать цену, если объект будет висеть. Если мы понимаем, что его по этой цене никто не купит. Наоборот, бывает, хозяин квартиры требует заведомо нереальную сумму. Объясняем, договариваемся, пытаемся найти компромиссный вариант. Можем и отказаться взять на продажу такой объект. Потому что нам дорога наша репутация. Несоответствующая цена – признак непрофессионализма.
– Почувствовали вы на себе нынешний финансовый кризис?
– Да. У людей проблемы с кредитами, с выплатой зарплаты. Цены на недвижимость падают. Невыгодно становится продавать. Выгодно сдавать в аренду. Обмены с доплатами сейчас идут лучше. Ипотечное кредитование в сбербанке возобновлено. Но! Круг желающих приобрести жилье по ипотеке и так был мал, а теперь еще и ставки подняли, и контроль ужесточили. Если бы материнский капитал давали сразу – молодые семьи могли бы улучшать жилищные условия. Проблем, конечно, много. С другой стороны, кризис дает возможность поправить риэлтерским компаниям свое финансовое положение. Важно грамотно следить за изменениями спроса, понимать их причины, тенденции. Мы в условиях кризиса вышли на зарубежный рынок.
– Наши земляки покупают виллы за рубежом?!
– Сегодня квартиры в Болгарии у моря стоят дешевле, чем в Сысерти. Там рынок еще не сформировался и цены в ближайшей перспективе будут расти. Это выгодно для сохранения капитала. И у нас есть люди, которым это нужно. Мы осенью заключили договор с болгарской риэлтерской фирмой. Они подыскивают варианты с «видами на море» там. С предложениями о сотрудничестве недавно на нас вышли киприоты.
– Что и на Кипре жилье дешевле, чем в Сысерти?
– Цены там на порядок выше, но зато круглый год тепло. И там выгодно приобретать жилье, чтобы сдавать в наем. Хозяин квартиры отдыхает в ней шесть недель в году, остальное время жилье находится в аренде.
– И все-таки, наверное, сделок в нашем небольшом городке происходит не очень много. На что живут риэлтеры «между сделками». Вам надо и людям зарплату платить, и офис содержать…
– Помогаем оформлять приватизацию земельных участков, представляем интересы стороны в суде и по разделу имущества, наследству. Да по многим другим вопросам. Словом, для тех, кто хочет, работа находится.