Неоднократно на заседаниях думы поднимался вопрос о том, что администрация округа очень много средств вкладывает в коммунальные предприятия.
Бывший лидер единоросов округа С. В. Патрушев утверждал, что эти миллионы было бы гораздо эффективнее издержать на другие нужды округа. К примеру, на убитые дороги.
В 2013 году в рамках предоставления муниципальных гарантий ЖКХ было порядка 50 млн рублей.
По итогам отопительного сезона вновь будут выносить вопрос о предоставлении муниципальных гарантий предприятиям коммунальной сферы.
Что такое муниципальные гарантии? По сути – это оплата долгов ЖКХ за энергоносители. Их вместо предприятия оплачивает бюджет. Непосредственно предприятия ЖКХ этих денег не видят. Перечисления из бюджета напрямую идут энергетикам и газовикам.
Откуда берутся долги? Это так называемые выпадающие доходы. Они образуются из-за того, что региональная энергетическая комиссия устанавливает предельный рост тарифов, ограничивая повышение квартплаты. При этом сами энергоносители регулярно дорожают. Их доля в квартплате возрастает.
С установкой населением счетчиков снижается объем отпуска услуг, что тоже сказывается на доходах коммунальных предприятий.
Предприятия ЖКХ считают, что при ежегодном росте тарифов на прогнозируемый уровень инфляции фактического прироста доходов от оказания услуг не происходит. В то же время расходы на содержание инфраструктуры увеличиваются. Растут цены на бензин, материалы, запчасти и т.д. На балансе сысертского ЖКХ, к примеру, износ тепловых сетей, водопровода, канализации – свыше 80 процентов. А это значит – растут расходы на ремонт.
В то же время при формировании тарифов в структуре плановых затрат увеличивается доля топлива. Отчисления на ремонты, общехозяйственные расходы формируются по остаточному принципу.
По расчетам МУП ЖКХ «Сысертское» в 2013 году убытки от водоснабжения составили почти 2,5 млн рублей. Убытки от водоотведения – свыше 9,5 млн рублей. На отоплении города предприятие получило минус 11,8 млн рублей. Вывоз сверхнормативных объемов твердых бытовых отходов нанес убыток 2,3 млн рублей.
И это – цифры только по одному предприятию. А у нас еще Южное, Северное, Западное, Бобровское и Двуреченское ЖКХ. И, будьте уверены, каждое покажет свои убытки.
Пока тарифы регулирует государство, а не рынок, убытки неизбежны. С другой стороны, предприятия ЖКХ – монополисты. Если их не контролировать – снимут с населения последние штаны.
Сдерживая тарифы из политических соображений, убытки компенсируют муниципальными гарантиями. При предоставлении гарантий, обоснованность убытков проверяют. Но при этом допускают, к примеру, чтобы руководители убыточных предприятий устанавливали высокие зарплаты и премии. Так, директора сельских коммунальных предприятий получают порой выше, чем промышленники. Разве частное предприятие может позволить себе премию, имея убытки от коммерческой деятельности? А муниципальное – очень даже может. Разумно, наверное, увязывать премирование и уровень оплаты труда руководителей муниципальных коммунальных предприятий с убытками и уровнем запросов на муниципальные гарантии.
Ирина Летемина