В октябре исполнилось 20 лет, как Лев Владимирович Лившиц стал директором завода элементов трубопроводов (Большой Исток).
Сегодня Лев Владимирович, отвечая на вопросы корреспондента, рассказывает о прошлом и будущем предприятия, о самых ярких событиях этого времени.
– Лев Владимирович, расскажите, как Вы стали директором завода элементов трубопроводов?
– Когда это произошло, у меня уже никакой связи с Большим Истоком не было. Однажды мне позвонил глава администрации поселка и предложил поучаствовать в выборах директора завода. Внимание главы привлекла статья обо мне, которая вышла в «Уральском рабочем» – я тогда работал начальником цеха на «Пневмостроймашине».
Выборы оказались «настоящими», с тремя или четырьмя кандидатами, а директора избрал трудовой коллектив предприятия. В итоге я выиграл, причем с большим перевесом. Честно говоря, для меня эта победа не стала сюрпризом. Соперники были достойными людьми, но на заводе просто хотели перемен. Так и стал директором в 31 год, хотя опыт работы на производстве у меня, повторюсь, был. И вот двадцать лет из пятидесяти я – здесь.
– Какой путь прошел ЗЭТ за эти двадцать лет?
– Мы, конечно, как и другие предприятия в стране, не избежали шараханий в разные стороны. Делали мебель, шлакоблоки и многое другое, что не соответствовало профилю завода. Сейчас на «ЗЭТе» работает примерно столько же человек, сколько и в 1989 году. Но номенклатура увеличилась в тысячу раз. Раньше завод был специализированным, производил, грубо говоря, 12 типов размеров монтажных изделий. Но в 2000-х пришло осознание, что оставаться на прежних позициях нельзя. Без этих перемен предприятия уже не было бы. Пережили и мы тяжелые времена, но сохранить костяк коллектива удалось. Сейчас у нас работают технологи-конструкторы, производственники, специалисты службы главного инженера и энергетики очень высокого уровня. А среди рабочих многие трудятся на предприятии гораздо дольше меня, и за это им отдельное спасибо.
– Что лично Вам больше всего запомнилось за эти 20 лет?
– Сильные ощущения испытал, когда в 1992 году принял решение о выходе завода из состава Министерства. Тогда для этого достаточно было написать заявление – такая была демократия. А стоило оказаться «вне», как ты уже никому не был нужен, материалы и заказчиков приходилось искать самостоятельно. В тот момент мы совершили окончательный переход к рыночным отношениям. Как показало время, поступили совершенно правильно.
Еще запомнилась процедура приватизации в 1993 году. Она у нас была кристально чистой в том плане, что каждому давался равный старт. Но через разные сложности все равно довелось пройти, пришлось даже выкупаться у государства через коммерческий конкурс, и это тоже – целая история.
– Что самое сложное в работе директора?
– Ответственность. Сейчас в Свердловской области мало найдется директоров, которые имеют такой же стаж работы, и самое тяжелое – все время принимать решения. Мне, например, в день приходится делать это чуть ли не сотню раз. Люди же в кабинет директора приходят в основном не с предложениями, сюда идут с просьбами. И на каждый вопрос нужно отвечать четко: либо «да», либо «нет».
– Какие проблемы руководству завода и лично Вам приходится решать сегодня?
– Если говорить о кризисе 2009 года, то главная проблема – неплатежи. Контрагенты платят за отгруженную продукцию с очень большой задержкой. Предприятию должны сейчас около 100-120 миллионов рублей, и мы, соответственно, задерживаем выполнение своих обязательств. На зарплате заводчан это пока не сказывается и, надеюсь, сказываться не будет. Наша продукция востребована, заказчики у нас серьезные, например, «Газпром». «Плохих» долгов – нет; должники все равно заплатят, вопрос один – когда.
– Каким Вам видится будущее ЗЭТа?
– Будем продолжать то, что сделали в последние годы. Слышал, кстати, такое мнение заводчан: вместо обустройства территории лучше бы нам деньги отдали, организовав прибавку к зарплате. Но если сумму, потраченную на благоустройство – это примерно полтора миллиона рублей, разделить между работниками ЗЭТа, каждому достанется по две тысячи рублей. Про эти две тысячи уже бы забыли все… У меня подход другой. Раз человек проводит треть жизни на работе, на заводе, то ему должно быть здесь комфортно. То, что сейчас сделано, никуда не денется. А разговоры о продаже завода – это чья-то не умная шутка. Хочется, чтобы завод и внутри и снаружи был как картинка, чтобы люди ходили сюда с удовольствием. Чтобы в цехах было светло и тепло, а по территории можно было гулять, как по парку. Почему нет? Уверен: подавляющее большинство заводчан считает также.
Наша продукция должна развиваться в том же направлении, которое мы взяли. Очень многое в России сегодня попросту не производится, продукция привозится из-за границы, из Италии, из Германии… Цены на нее совершенно безумные, но можно ведь и самим освоить ее выпуск. Этим мы, по большому счету, и занимаемся, делая уникальные вещи, которых никто не делает в стране. Будем и дальше идти в этом направлении: расширять номенклатуру и работать над качеством на всей производственной цепочке, начиная с зачистки и до упаковки.
Строки из биографии: Лев Владимирович Лившиц в конце 70-х окончил Свердловский горный институт, получив профессию горного инженера–технолога. По распределению попал в Норильск, где работал мастером, начальником участка и заместителем главного инженера по производству на руднике и в горнорудном управлении. В 1987 вернулся в Екатеринбург, два года трудился на заводе «Пневмостроймашина». Был мастером, начальником участка и начальником механического цеха. С октября 1989 по сегодняшний день руководит ЗАО «ЗЭТ». С 1963 по 1968, кстати, директором этого предприятия был его отец – Владимир Львович Лившиц.
Сысерть, Сысертский район