Литейно-механический завод «ВИП» был запущен в эксплуатацию в 2001 году. Он находится в восточной части Сысерти, за заводом Уралгидромаш. Основатель и генеральный директор предприятия – Вячеслав Иванович Патрихаев.
Откуда произошло название ЗАО «ВИП»? От устойчивого английского сочетания «very important person» – очень важная персона. В том смысле, что завод работает для тех потребителей, кто ценит высокое качество. Такая вот нетрадиционная интерпретация. А еще название совпадает с ФИО генерального директора.
Продукцию сысертских литейщиков используют цементные, машиностроительные, металлургические и горно-обогатительные предприятия, предприятия нефтегазовой отрасли. «ВИП» производит как стандартные серийные запчасти и комплектующие для производственного оборудования, так и уникальные детали по индивидуальному заказу. Берутся, к примеру, за такие нестандартные заказы, как оборудования для фарфоровых производств, колосники и горелки для хлебопекарных заводов. Производство очень мобильно. Иногда в месяц делают десяток новых видов изделий. Продукция завода длительно эксплуатируется, выдерживая высокое давление и температуру, воздействие агрессивных сред.
«ВИП» производит изделия из всех марок сталей и сплавов, которые предусмотрены ГОСТом, а также изделия из материалов, нерегламентированных ГОСТом.
Здесь есть участки по изготовлению моделей, литейный цех, цех механической обработки, испытательная лаборатория, отдел технического контроля. Трудится на производстве в настоящее время 72 человека.
– Не хватает модельщиков, мехобработчиков, сталеваров… – перечисляет В. И. Патрихаев. – Но те, кто есть, позволяют выполнить заказ. Нельзя набрать большой штат и не платить людям зарплату.
Зарплату на предприятии выдают исправно. Цифры не называют, но, говорят, зарплата достойная.
Слесарь –электрик Сергей Комаров работает на заводе 11 лет. За все эти годы, утверждает, никаких задержек не было, и платят нормально.
В течение длительного времени завод поставляет продукцию крупным предприятиям России, стран ближнего Зарубежья, в Германию и Чехию. Их давние потребители такие предприятия, как «Евроцемент ресурс», «Сухоложскцемент», «Каменск-Уральский металлургический завод», Уралтрансмаш, Уралхиммаш, Качканарский ГОК, Балтийский завод гидравлического оборудования. Один из потребителей и Уралгидромаш.
На предприятии используют как отечественное, так и импортное оборудование. На литье, в основном, импорт, а на мехобработке – отечественное. Недавно вывели из эксплуатации нашу печь, теперь работает английская.
Остается только порадоваться, что в то время, как традиционные предприятия переживают нелегкие времена, появляются в Сысерти новые предприятия. С современным оборудованием, технологиями, а главное – сумевшие вписаться в рыночные условия.
Предприятие интегрировано в мировую экономику. Коснется ли вас кризис в связи с последними международными событиями?
– Кризис коснется всех. И нас, конечно. Но существуют ножницы: либо предприятие растет, либо умирает, – считает гендиректор Вячеслав Иванович. – Мы движемся вперед.
А в том, что лихорадит старые предприятия, Патрихаев обвиняет муниципалитет:
– Если снижается по району объем производства, а он снизился в этом году на 60%, то виновата, в том числе и администрация. Для чего существует комитет по экономике? Бумажки перебирать? Разве муниципалитет не заинтересован в создании рабочих мест? В увеличении налогоплательщиков? Муниципалитет может многое. Быть гарантом для банка при выдаче кредита. Влиять на закупочные цены, на энергоносители. Проводить встречи, брифинги, привлекая на территорию заказчиков. Работать по созданию различных преференций для местных производителей. Если исходить из имеющихся показателей – я говорю о падении объемов производства, – руководство не справляется со своими функциональными обязанностями.
Председатель муниципального комитета по экономике Светлана Валерьевна Краснова по претензиям промышленника разъясняет, что действует в рамках законодательства. Муниципалитет дает гарантии ЖКХ не просто так, а потому что это соответствует вопросам местного значения, он несет ответственность за водоснабжение, теплоснабжение населения. И, выдавая гарантии, обязан платить по счетам. Промышленное производство – коммерческая деятельность, за которую муниципалитет не может отвечать. Тарифы на энергоносители утверждает РЭК. Если предприятию не хватает мощностей – это вопрос областного уровня. Искать заказы должны сами предприятия, как хозяйствующие субъекты. У них есть для этого соответствующий штат. Муниципалитет в рамках своих полномочий помог нынче «ВИПу» субсидией на возмещение части затрат по присоединению к газовым сетям (выплатил 161 тысячу).
В целом, по мнению С. В. Красновой, бизнес довольно инертно пользуется теми мерами поддержки, которые готов предоставить муниципалитет. Те же субсидии на техприсоединение, аттестацию рабочих мест, а для фермеров еще и субсидии на ГСМ и семена. Подходит конец года, а в бюджете есть неосвоенные по этим программам средства.
Рынок диктует свои законы. Не стало литейного производства на Уралгидромаше – эту востребованную нишу заполнили другие предприятия. Нет плановой экономики и партийного руководства заводами. Но есть новые отношения власти и бизнеса, построенные по другим правилам игры. Возможно, этим правилам обеим сторонам еще нужно учиться.
Ирина Летемина
Мдяяя… Вот что значит – человек бизнес с нуля поднял, а не на халяву получил. Ну что ж, успехов в развитии.