Многие знают по сериалам и из жизненной практики, что в правоохранительных органах работают следователи и опера. Эти образы мы представляем себе вполне отчетливо. Но вот о службе экспертов-криминалистов знают довольно-таки мало и не представляют себе всей сложности и ответственности их работы. Это загадочные люди, которые лазают по всем углам, исследуя каждый сантиметр места преступления, со своим «волшебным» чемоданчиком, в то время как другие сотрудники преследуют бандитов.
Работа по раскрытию любого преступления всегда начинается с осмотра места, где все произошло. Эксперт на месте происшествия должен действовать с ювелирной точностью. Его задача – выяснить и представить, как действовал преступник, словом, за что он мог схватиться, где оставить следы своих рук. После того, как эксперт найдет и откопирует эти следы, надо узнать, кому они принадлежат.
С 2007 года в экспертно-криминалистическом подразделении ОВД Сысертского района введена автоматизированная дактилоскопическая информационная система (АДИС) «Папилон». Такая используется активно во всех экспертных подразделениях России. За три года благодаря использованию системы удалось раскрыть не один десяток преступлений, в том числе и «по горячим следам».
К примеру, в январе 2008 года в Сысерти из комнаты общежития пропали вещи. Изъятый при осмотре комнаты след пальца руки проверили с помощью «Папилон». Выяснилось, что отпечаток оставил 23-летний гражданин, уже "отметившийся" в милицейской картотеке. Вскоре молодой человек сознался в содеянном.
Однако даже самая современная компьютерная программа, которая специально разработана для сравнения отпечатков пальцев преступников со следами рук, найденными на месте преступления, не дает стопроцентной гарантии. Компьютер предлагает несколько похожих вариантов. Но в любом случае, чьи это пальцы и кем оставлен след – решать эксперту. Он не имеет права на ошибку, поэтому это решение крайне ответственно. И ничего лучше лупы и человеческого глаза в этой отрасли пока не придумано. Приходится полагаться на высокое мастерство экспертов-криминалистов.
В настоящее время такую работу в нашем районе ведут три сотрудника Экспертно-криминалистического центра ГУВД. Старшим группы является автор этих строк, капитан милиции С. Б. Халявкина. Мой стаж экспертной работы – семь лет. Также специалистами по экспертизам трудятся капитан милиции В. П. Седов и старший лейтенант милиции Е. В. Кутлуярова. Изучают и анализируют сотрудники подразделения самые разнообразные вещи, связанные с преступлениями: отпечатки пальцев (дактилоскопическая экспертиза), следы на транспортном средстве и месте происшествия (трасологическая экспертиза), холодное и метательное оружие и даже документы.
Криминалистическая экспертиза постоянно совершенствуется. Однако традиционные виды экспертиз, такие как дактилоскопическая, баллистическая (исследование огнестрельного оружия, боеприпасов) или трасологическая неизменно дают самые точные результаты.
Так, в июле 2009 года в коллективном саду «Вишенка» воры прошлись по нескольким домикам, и естественно, прихватили с собой немало чужого имущества. Под подозрение попала группа молодых людей, но доказательств их вины было недостаточно. На одном из участков эксперт обнаружил фрагмент следа обуви. Эксперт сравнил изъятый след обуви с обувью подозреваемых. След был идентифицирован с обувью 19-летнего гражданина. Вот так трасологическая экспертиза помогла разоблачить преступника.
Быть экспертом-криминалистом – трудное и ответственное дело. Их работа проходит без погони и стрельбы, но иногда опытный эксперт стоит целой бригады сыщиков.
