-5 C
Сысерть
Четверг, 11 декабря, 2025

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойНовостиСколько партий нам нужно?

Сколько партий нам нужно?

Публикация:

 

Помните перестроечный анекдот? На оборонном предприятии проводят конверсию. Но какие бы мирные технологии не вводили, на выходе автомат Калашникова собирается…

Невольно вспоминаю этот анекдот, когда говорят о многопартийности в России.

Единственная коммунистическая партия Советского Союза была оправдана существовавшим политическим строем. Казалось бы, реформы разрушили этот порядок «до основания». Тоталитаризм заклеймили и кинулись в море демократии. Однако, что мы имеем на сегодняшний день?

В конце минувшего года в послании Федеральному собранию президент Д. А. Медведев утверждает, что в целом многопартийная система сложилась, и партии прошли испытание временем.

А вот что думает обозреватель журнала «Журналист» Н. Вайнонен: «Вряд ли кто-нибудь сможет опровергнуть утверждение, что наша нынешняя многопартийность – это на 90% театр, политическое шоу».

Ручная оппозиция – эсеры, либералы, коммунисты, – нужна лишь для того, чтобы организовать явку на выборы инакомыслящих. Ну и «контрольный пакет голосов» в одних руках.

В экономической жизни страны мы вроде бы боремся с монополистами, поощряем конкуренцию. Ну хотя бы на уровне намерений. Именно для развития конкуренции, для честной борьбы и противодействия коррупции, родился, к примеру, федеральный закон о государственном и муниципальном заказе. А вот в политической жизни конкуренцию не допускают. 

Зачем существует двухпартийная система на Западе? Партия номер один реализует социальные программы, отстаивает интересы трудящихся перед капиталом. Но в какой-то момент денег на развитие экономики начинает не хватать, замедляется рост производства, увеличивается безработица. Как следствие, начинают страдать и социальные гарантии. На этом фоне к власти приходит оппозиционная партия. Эти замораживают зарплату, развивают производство. На прилавках изобилие, всюду требуются рабочие. Экономика развивается, но сворачиваются социальные программы и через какое-то время люди снова голосуют за партию номер один.

У нас априори на любом этапе победить может только ГЛАВНАЯ партия. Вот она бедная и должна сделать все и сразу. И производство поднять, и социалку обеспечить. Справляется ли?

В двухтысячные годы углубляется сырьевая модель российской экономики. Доля энергоносителей в экспорте в 2000 году была 49%, в 2007 – 62%. А международное энергетическое агентство предсказывает самое значительное падение спроса на нефть за последние 28 лет. В 2008 году нас нагнал мировой кризис. В первом полугодии 2009 экономика России сократилась на 10 процентов. На 2010 год Минфин рекомендовал властям регионов провести «оптимизацию» (по сути – сокращение социальных расходов). Наш муниципальный бюджет процентов на 80, если не на 90 состоит из зарплаты работников бюджетной сферы. Не считая целевых средств на выплату по монетизации льгот.

Как следствие, в газету летят жалобы на захламленные улицы, разбитые дороги, на непомерную доходам земляков плату за коммунальные услуги и высокие цены в магазинах…

Почему у нас так происходит? Сколько партий для реальной политической конкуренции необходимо России? Кто может создать такую партию, чтобы она составила достойного противника нынешней премьерской партии?

По русской традиции партии появляются не из народных масс, а сверху. На одном из интернет-ресурсов обсуждалась тема: «Нужна ли президенту Медведеву своя политическая партия?» Автор темы москвич, кандидат экономических наук факультета социологии РГГУ С. Магарил считает: «Нет никаких оснований ожидать, что россияне способны массово поддержать политическую оппозицию. Более того, в России, по существу ее нет. Правящим режимом оппозиция раздавлена и маргинализирована, а ее лидеры сегодня малоизвестны и широким доверием населения не пользуются. И потому, даже если распустить Думу и назначить досрочные выборы, победа вновь за явным преимуществом будет присуждена все той же «Единой России».

На последних выборах в госдуму она победила с огромным отрывом, неся на знамени президента Путина (ныне премьер-министра). «Справедливая Россия» во главе со спикером Совета Федерации Мироновым (по сути – третий государственный ранг) набрала в восемь раз меньше голосов. Кого из лидеров мы видим больше (и во сколько раз) с каналов федеральных телеканалов?

Отсюда вытекает вопрос: каким должен быть ранг лидера партии, конкурирующей с «Единой Россией», чтобы обеспечить ей равноправные условия проведения избирательной кампании. Ответ очевиден: альтернативную партию может возглавить только президент. Только при таком условии вместо фиктивной многопартийности может появиться реальная политическая конкуренция.

Другой вопрос, нужна ли президенту своя партия. Будет ли премьер конкурентом или преемником на выборах 2012? Каков будет расклад сил на выборах в госдуму 2011? Что думаете об этом Вы? Свои мнения по поводу присылайте в редакцию.

Сысерть, Сысертский район

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь