





Многолетние травы в ООО «Бородулинское» начали подкармливать еще 17 апреля, а на посев выехали через десять дней. К 23 мая планируют закончить: осталось засеять совсем немного однолеток для заготовки силоса. Вся площадь бородулинских полей –2808 га.
Арслан Миннегареев (на фото) этой весной выбрал для себя непростую работу. Он устроился на должность севача. Пыльно, шумно, но, признается парень, интересно и не очень сложно. Главная задача севача – контролировать сеялку, стоя на ней, пока трактор несется по пашне. Нужно, чтобы зерна высыпались в землю равномерно, а в сам агрегат не попадали мелкие камни – иначе оставишь после себя пустое поле.
В каждой из этих сеялок – по 4 отсека емкостью 300 килограмм. Мужчины вручную, ведрами, загружают сюда зерно из подъехавшего камаза. По 1,2 тонны за один раз. Людмила Афанасьевна Коробко, главный агроном совхоза, говорит:
– Парни хвалятся: загружаем за 10 минут! Конечно, они молодые, им пока легко. Каждый год у нас одна и та же проблема – ищем народ на посевную. Тех, кто еще пыли на поле не наглотался, – смеется. – Таких сеялок, как у нас, наверное, ни в одном хозяйстве уже нет. А ничего, работаем!
Всего в хозяйстве три посевных агрегата. Два старых, которые умеют работать только в тандеме с тракторами, и посевной комплекс «Horsch агро-союз», работающий вместе с огромным «Кировцем» – трактором К-744. «Хорш» славится пневмоподачей зерна, и им можно высевать только монокультуры: ячмень, овес, пшеницу. А смеси овса, вики и пшеницы, нужно выдувать одновременно, поэтому для них подходят обычные сеялки.
«Хорш» закреплен за передовиком – бригадиром Ралифом Шамселбаяновичем Гамиловым. Зерновые он посеял в одиночку. При норме в 60 га в день, обрабатывал по 100 гектар, трудясь по 14 часов подряд. В совхозе Ралиф работает уже давно, сюда привел и двоих сыновей – Рустама и Руслана. Директор ООО «Бородулинское» Иван Григорьевич Макаров говорит, что в этом году ему удалось выбить у учредителей земельный участок для Гамиловых. Бесплатно, за многолетний профессиональный труд.
На тракторах с простыми сеялками трудятся Султан Исхакович Ибнеев и Флорид Габдурович Гареев. Загорелые, в одинаковых кепках и куртках, они похожи на братьев.
– Мы уже 43 года в совхозе работаем, – говорит Флорид Габдурович. – Вместе с Султаном сюда приехали в июне 1973-го. Только он – с Татарии, а я – с Башкирии.
«Хорошие люди, вот на них все и держится» – уже позже, в своем кабинете скажет Макаров про Гамилова, Ибнеева и Гареева.
Севачи работают по двое. Мальчишек, Арслана и Фаниса Миннегареевых, сменяют Виктор Иванович Черноскутов и Сергей Юрьевич Наумов. После загрузки они несутся в поле верхом на сеялке, оставляя за собой столб пыли, словно заправские скакуны. К каждой сеялке прикреплена металлическая цепь, которая выполняет функцию бороны.
– Ты потрясись целый день – к концу смены голова отваливается, – пытается объяснить мне тонкости работы Людмила Афанасьевна. – Рабочих ищем каждый сезон. Весной – на посевную, осенью – на зерноток. Но там проще – стоишь на одном месте, ехать никуда не надо.
Раньше совхозных аграриев развлекали девчонки с агитбригадами, теперь – девчонки с фотоаппаратами. Рабочие суетятся, как дети, гогочут, шутят, кричат:
– А в интернете статья будет? Я только интернет читаю. Ой, покраснел, как узнал, что в газету попадешь? Эти четверо холостые – выбирай любого. И сеялку, сеялку сфотографируй! У нас и трактора древние, и трактористы! Но старый конь борозды не портит!
Игорь Рашитович Сабиров широко улыбается: «Здравствуйте, что отвлекаем?». За рулем трактора он уже 35 лет. Сейчас прикатывает посевы, чтобы земля вплотную к семенам прилегла, чтобы они взошли быстрее. Нужно выполнить норму: обработать 40 га, чтобы получить 371 рубль за смену. Вот и приходится стараться – трактор летает по полю со скоростью гоночного болида. Фотографироваться тракторист соглашается с удовольствием, только просит:
– А вдруг мои катки не доживут до следующего года? Сфотографируйте и их тоже.
Все, что посеяно, «работает» на совхоз. Но поголовье скота увеличивается, и потребности в зерне покрывать не удается. Приходится докупать. Только часть урожая идет на корм – остальное на семена. К концу недели посевную планируют завершить. Остались однолетки на силос.
– Новые технологии используете? – спрашиваю Людмилу Афанасьевну по дороге с поля.
– Нет, какие новые технологии? Удобряем только с аммиачной селитрой. Закупили в этом году 340 тонн и растягиваем на все понемножку. Вот, подкормили многолетние травы, дали им по два центнера. У нас на них вся надежда на заготовку кормов. Намечаем производственный план еще зимой, исходя из средней урожайности за 5 лет. Смотрим, что получили в прошлом году, куда у нас урожайность вытягивается, и считаем. Сейчас осталось досеять 50 га. На этом мы закончим.
Директора ООО «Бородулинское», Ивана Григорьевича Макарова, застаю в окружении коллег: недавно закончилась очередная планерка.
– К великому сожалению, старые сеялки – то, на чем приходится работать. «Хорш», конечно, современный, но уже тоже – не новый. Нет возможности пока приобретать оборудование. Но все идет по плану, все относительно хорошо. Не хуже чем у остальных, не хуже, чем раньше. Мы сегодня живем на собственные деньги, используем госкредиты в пределах разумного – чтобы на нас не давила кредитная масса. Средняя зарплата в нашем хозяйстве – одна из самых высоких в районе, 24 тысячи рублей.
Не только семья Гамиловых получит в этом году земельный участок от совхоза. Ивану Григорьевичу удалось убедить учредителей, что участки нужны еще нескольким сотрудникам. А главное – получилось доказать, что землю народу нужно дать абсолютно безвозмездно. В планах у директора – строительство парочки домов для молодых специалистов. Молодежь на селе сегодня очень нужна. Жилье должно помочь в решении этой проблемы.
