Как показывает повседневная судебная практика, споры по установлению отцовства, в случае рождения ребенка у родителей,
не состоящих в браке, носят весьма распространенный характер.
Если родители состоят в браке, то происхождение ребенка от отца устанавливается в административном порядке в органах записи актов гражданского состояния. В этом случае Орган Записи актов гражданского состояния вносит сведения об отце ребенка на основании свидетельства о браке родителей.
Если же ребенок родился от лиц, не состоящих в браке, происхождение детей от конкретного мужчины может быть установлено добровольно, в административном порядке в органе записи актов гражданского состояния и принудительно, в судебном порядке.
Так Сысертским районным судом было рассмотрено по требованиям об установлении отцовства за 2009 – 12 дел, за 2010 – 17 дел, по заявлениям об установлении факта отцовства (после смерти биологического отца) за 2009 – 5 дел, за 2010 – 8 дел.
Установление отцовства влечет необходимость несения отцом определенных законом обязанностей, возникающих в связи с рождением ребенка. Поэтому далеко не все мужчины при рождении ребенка у не состоящей с ними в браке женщины добровольно признают свое фактическое отцовство, уклоняясь от его оформления путем подачи соответствующего заявления в ЗАГС. Это нередко приводит к установлению происхождения ребенка от конкретного мужчины (отцовства) в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц.
В законе предусмотрены основания для установления отцовства в судебном порядке:
1) отсутствие зарегистрированного брака между родителями ребенка и отсутствие совместного заявления родителей или отца ребенка в орган записи актов гражданского состояния об установлении отцовства ст. 49 Семейного кодекса (далее СК РФ);
2) отсутствие зарегистрированного брака между родителями и отсутствие согласия органа опеки и попечительства на установление отцовства по заявлению отца ребенка в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав (п. 3 ст. 48 СК РФ).
В ст. 49 СК РФ указан перечень лиц, которые могут предъявить иск об установлении отцовства.
Во-первых, один из родителей ребенка. Чаще всего это делает мать, но при определенных обстоятельствах иск может быть предъявлен и отцом ребенка. Например, если мать препятствует подаче совместного заявления об установлении отцовства. Несовершеннолетняя мать ребенка также вправе самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением об установлении отцовства с четырнадцатилетнего возраста (п. 3 ст. 62 СК РФ).
Во-вторых, опекун (попечитель) ребенка, если над ним была установлена опека (попечительство), а также лицо, на иждивении которого находился ребенок.
В-третьих, обратиться в суд с исковым заявлением об установлении отцовства вправе и сам ребенок по достижении им совершеннолетия.
Законом не установлен срок исковой давности по делам данной категории, поэтому отцовство лица может быть установлено судом в любое время после рождения ребенка. При этом установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным – с согласия органа опеки и попечительства.
Установление происхождения ребенка от отца осуществляется судом в порядке искового производства. Исковое заявление об установлении отцовства подается в районный суд по месту жительства истца либо по месту жительства ответчика.
При рассмотрении дел данной категории суд должен исходить из даты рождения ребенка.
Так, в отношении детей, родившихся после введения в действие Семейного кодекса Российской Федерации (т.е. 1 марта 1996 г. и позднее этой даты), суд должен принимать во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица, указанные в ст. 49 Семейного кодекса Российской Федерации.
Перечень доказательств, которые могут быть использованы в процессе об установлении отцовства, в принципе, не ограничен. Они могут прямо или косвенно свидетельствовать о том, что отцом ребенка является ответчик. Причем ни одно из них не может иметь приоритетного характера и должно рассматриваться лишь в совокупности с другими доказательствами, подтверждающими или опровергающими данные, представленные лицами, участвующими в деле.
Суд может также назначить генетическую экспертизу для установления отцовства. Экспертиза назначается для разъяснения вопросов, связанных с происхождением ребенка, с учетом мнения сторон и обстоятельств дела.
Данные генетические экспертизы проводят в экспертных учреждениях, так в г. Екатеринбурге ул. С. Дерябиной, 41 в Областном бюро судебно-медицинской экспертизы, 4 этаж, биологическое отделение, (стоимость такой экспертизы составляет 27 000 рублей), а г. Челябинске ул. Варненская, 4 Б в Челябинском областном бюро судебно-медицинской экспертизы (стоимость такой экспертизы составляет 19 000 рублей).
Когда экспертиза назначена по определению суда и одна их сторон уклоняется от участия в экспертизе или не представляет экспертам необходимых материалов и документов для исследования, если без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Этот вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае в зависимости от того, какая сторона, по каким причинам не явилась на экспертизу или не представила экспертам необходимые предметы исследования, а также какое значение для нее имеет заключение экспертизы, исходя из имеющихся в деле доказательств в их совокупности.
В отношении детей, родившихся до введения в действие Семейного кодекса Российской Федерации (в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г.), суд, решая вопрос об отцовстве, должен принимать во внимание следующие обстоятельства:
1) совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью и ответчиком;
2) участие ответчика в воспитании или содержании ребенка;
3) доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства. Суд опирается в этом случае на действовавший в то время кодекс О браке и семье (далее КОБС РСФСР).
Одновременно с иском об установлении отцовства может быть предъявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка. В случае удовлетворения иска об установлении отцовства алименты присуждаются со дня предъявления иска (п. 2 ст. 107 Семейного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем необходимо учитывать, что возможность принудительного взыскания средств на содержание ребенка за прошлое время в указанном случае исключается, поскольку до удовлетворения иска об установлении отцовства ответчик в установленном порядке не был признан отцом ребенка.
Часто в практике встречаются дела, когда отец ребенка умирает, так и не оформив свои права в отношении детей, которых при жизни признавал своими. Установление происхождения ребенка от умершего отца осуществляется также судом, только уже в порядке особого производства.
Если в процессе рассмотрения судом заявлений об установлении факта признания отцовства или факта отцовства возникает еще и спор о праве, то заявленное требование оставляется без рассмотрения, а заинтересованному лицу разъясняется, что оно вправе предъявить иск на общих основаниях (а не в рамках особого производства).
В отличие от дел искового производства, где факт происхождения ребенка от конкретного ответчика служит условием возникновения родительского правоотношения с ним, данная категория дел именуется соответственно установлением факта отцовства.
Этот факт, установленный в особом производстве, родительского правоотношения порождать не может, поскольку предполагаемый отец ребенка отсутствует в живых и процессуальной фигуры ответчика здесь нет. Установление факта происхождения ребенка может быть необходимым, в частности, для получения в органах, совершающих нотариальные действия, свидетельства о праве на наследство, для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца, для возмещения вреда вследствие смерти кормильца в связи с исполнением умершим (предполагаемым отцом ребенка) трудовых обязанностей и т.п.
При рассмотрении дел об установлении факта отцовства, суд учитывает нормы как Семейного кодекса Российской Федерации, так и Кодекса о браке и семье РСФСР, которые не исключают возможности установления происхождения ребенка от лица, не состоящего в браке с его матерью, в случае смерти этого лица.
Такой факт может быть установлен в отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позднее, при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от данного лица (ст. 49 СК РФ), т.е. те же доказательства, что и при установлении отцовства в исковом производстве.
А в отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г. – при наличии доказательств, подтверждающих хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ст. 48 КоБС РСФСР, т.е. которые до введения нового Семейного кодекса Российской Федерации учитывались судами при установлении отцовства в исковом производстве.
