
Здесь решаются судьбы людей и свою развязку находят любые житейские конфликты. Отсюда одни выходят с чувством облегчения и торжества справедливости, а других выводят под конвоем и заключают под стражу. Сысертский районный суд в этом году отмечает сразу две круглые даты: 55 лет с момента своего основания и 40 лет зданию райсуда. Накануне профессионального праздника всех юристов мы побывали в судебном закулисье. Так кто же обеспечивает слаженную работу местного органа судебной власти?
В первую очередь, конечно, это его председатель – Александр Васильевич Трухин. «Судья не солнышко, всех не обогреет!» – любит повторять он, и вместе со своими коллегами продолжает верно служить правосудию вот уже более 15 лет. Об Александре Васильевиче – одном из самых ярких и авторитетных руководителей в Сысерти – мы писали к прошлому Дню юриста, год назад. Сегодня пришел черед рассказать о других сотрудниках суда.
Начнем с того, что попасть в здание суда сегодня можно, только предъявив удостоверение личности. Строгий пропускной режим обеспечивает служба судебных приставов, которые дежурят на входе с утра до вечера.

Если права человека были нарушены, и он решил бороться за справедливость, первый кабинет, куда он зайдет – это приемная. Сюда приносят исковые заявления. Принимает их Анастасия Михайловна Катаева. С поступающей и исходящей корреспонденцией работает Валентина Сергеевна Бурдина. Каждый день она обрабатывает десятки писем.
Можно сказать, что приемная запускает весь механизм правосудия, и у граждан должен быть постоянный доступ к нему. Наверное, поэтому этим двум специалистам не положен обед. От чувства голода спасают перекусы, а от нервов – припрятанный в тумбочке корвалол.
– Помогать в составлении заявления мы не имеем права, – говорит А. М. Катаева. – Можем лишь подсказать, какие допущены ошибки – указан закон в старой редакции или другие неточности. Но если человек настаивает на принятии документов, мы не можем отказать. Правда, зачастую судья все равно возвращает человеку неверно составленное заявление. Люди сюда приходят очень разные и с разным настроением, нередко выплескивают свои эмоции на нас. И хотя за шесть лет работы стала относиться к посетителям намного спокойнее, до сих пор в тумбочке всегда держу корвалол – на всякий случай. Порой лекарство пригождается участникам уголовных процессов, особенно женщинам, которым трудно сдержать эмоции.

В суде нет главных и второстепенных отделов – все они важны. Но работа, полностью построенная на документообороте, не могла бы обойтись без канцелярии. Этот кабинет выглядел бы в разы просторнее, если бы по центру не была возведена внушительная горка из бумаг. Толстые папки и тяжелые коробки в руках каждый день носят хрупкие женщины – специалисты по делопроизводству, которые заводят в базу данных всю информацию по движению каждого дела.
Начальник этого отдела Светлана Анатольевна Шендяпина – один из ярких стажистов суда. 29 лет назад, после окончания школы, она пришла сюда на должность машинистки. Помнит, как единственной печатной машинкой секретари пользовались по очереди. С тех пор в работе изменилось многое: появились компьютеры и базы данных, повысились требования, а главное – существенно увеличился поток дел.

– Связано это с тем, что граждане стали более юридически подкованными и с каждым годом все чаще стараются решать свои вопросы через суд. А еще многие организации не хотят идти людям навстречу и отправляют их прямиком к нам: это касается начисления налогов, пенсии, выделения земли и других вопросов.
За год Сысертский суд рассматривает порядка трех сотен уголовных и более двух тысяч гражданских дел. Все они ложатся на плечи шестерых федеральных судей. Один из них – заместитель председателя Евгений Викторович Тимофеев – судья с 9-летним стажем. Как и большинство коллег, карьеру он начинал с должности секретаря судебного заседания 17 лет назад.

– Работа судьи со стороны казалась гораздо проще, чем на самом деле. Каждый случай по-своему сложен. И несмотря на то, что одновременно у судьи находится примерно по сто дел, в каждом из них нужно досконально разобраться и принять единственно верное решение. Но мы такие же люди, и у нас тоже бывают сомнения. Но вот заканчивается заседание, в зале тишина, и ты должен огласить свое решение. Ощущение, что от твоего слова зависит чья-то судьба – это тот груз, который мы обязываемся нести, надевая мантию. Но смысл нашей деятельности – принимать то или иное решение, основываясь исключительно на букве закона. И хотя порой закон несовершенен, мы должны донести до людей, почему одна сторона права, а другая – нет.
Экскурсию по зданию для меня проводила Ирина Витальевна Мурашова. Ее должность – консультант суда – как оказалось, воспринимается сотрудниками как некая ступенька к повышению. Многие судьи и их помощники в свое время прошли через нее.
– Раньше в функции консультанта входило просвещение судей на предмет изменений в законодательстве. Нам до сих пор ежемесячно приходит бюллетень новых нормативно-правовых актов. Только у этого специалиста был доступ к программе «Консультант-Плюс», а теперь она установлена на компьютере у каждого судьи. Направление работы, конечно, изменилось. Теперь консультант стал неким специалистом по внешним связям: он сотрудничает со СМИ, отправляет запросы в Росреестр и налоговую инспекцию, работает с официальным сайтом, с поступающей электронной почтой, обращениями граждан, отправленными через интернет, готовит аналитические справки по просьбе журналистов.

Последняя полка, на которую попадает любое дело, рассмотренное в суде, – это полка архива. Хранение документов – процесс, где важна аккуратность, внимательность и четкая структура. Архивными делами заведует Елена Викторовна Литовченко. Именно она, по словам руководства, привела систему хранения в идеальное состояние. Наизусть женщина знает, в каком из четырех помещений, заполненных стеллажами, размещены дела за тот или иной год.
Ежедневная работа Елены Викторовны состоит не только в том, чтобы следить за порядком в архиве. Она же отвечает на запросы по делам прошлых лет.

– За необходимой информацией к нам обращаются следователей, от судий из других городов, от потерпевших, осужденных и их родственников. Вот, например, товарищ, который отбывает срок наказания с 2011 года, просит выслать ему копию приговора и кассационного определения. Хочет подавать прошение об условно-досрочном освобождении, – говорит Е. В. Литовченко, перебирая документы на своем столе. – Дела у нас хранятся с 1936 года. Недавно поднимали дело о разводе 1967 года – нужно было потомкам для оформления наследства. Другой мужчина, который развелся в 1999 году, но штамп в паспорте не поставил, обратился за подтверждением к нам.

Второй архивариус Римма Георгиевна Боровских знает все об утилизации дел. Срок хранения каждого женщина высчитывает по определенной формуле. Когда срок подходит к концу, из кипы сшитых бумаг изымается приговор и апелляционное определение, а все остальное сжигается. Но есть дела, которые должны храниться постоянно – их через какое-то время передают в архив областного суда.
Хороший коллектив, интеллигентный и порядочный руководитель, деловая атмосфера и, конечно, статус госслужащего – то, что держит специалистов суда на своем месте. Но эта работа – не для всех. Здесь всегда рады грамотным и ответственным людям, но порой новички не выдерживают такого темпа работы и сдаются. Так, буквально летом стажировку здесь проходила молодая девушка. С утра отсидела на заседании, а после обеда не вернулась. А. В. Трухин говорит, что трудиться за зарплату в 8-13 тысяч могут только самые отчаянные патриоты. И, конечно, он ценит вклад каждого в общее дело, имя которому – правосудие.
Юлия Воротникова.
Фото автора.
