«Долой анархию в коммунальном хозяйстве!» – так названа статья редактора газеты «Маяк» И. Летеминой (номер от 17 июля). И в самом деле, анархии в «жэкахашной» сфере хватает. И газета об этом сообщала не однажды. Приведу свежий пример. Со своими комментариями. Как всегда, на истину в последней инстанции не претендуя.
Обратилась ко мне пожилая пара. Живут супруги в селе. В своем доме. Пользовались до недавнего времени водоразборной колонкой. Вот только воды в ней часто не было. Особенно в летнее время. Намаявшись, бедолаги за немалые деньги заказали бурение скважины. И теперь воды имеют сколько пожелают.
Все проблемы позади? Если бы. Одних не стало, зато другие появились. Директор местного МУП ЖКХ по-прежнему требует платить … заводу! Как если бы супруги продолжали «доить» колонку. Да, есть постановление главы Сысертского городского округа о плате за пользование водоразборными колонками. В селе – в том числе. А вот постановления о взимании платы за воду даже при наличии скважины нет. Но разве трудно для человека умелого превратить минус в плюс? Да запросто! Начальник написал, что для освобождения от оплаты воды супруги должны представить справку. О том, что добываемый из скважины минерал соответствует по своим показателям питьевой воде. При этом не указал, в каком нормативном документе прописана такая обязанность граждан. Считаю, одного этого достаточно, чтобы понять: директор пудрит землякам мозги.
Его изобретательности мог бы позавидовать Остап Бендер. Великий комбинатор, знавший 400 сравнительно честных способов отъема чужих денег. За неимением других аргументов директор сослался на … заключенный супругами с бурильщиками договор! Тот самый, копию которого простодушные граждане представили в ЖКХ. А в договоре речь идет о бурении скважины для получения технической воды. Иначе говоря, для самых разных нужд, но только не для питья. А раз не для питья – продолжай платить. Такая вот, с позволения сказать, логика.
Думаю, что бурильщики подстраховались. Скажем, записали бы они в договоре о бурении скважины для получения питьевой воды, а воду «достали» для питья непригодную. Тогда заказчики могли бы потребовать возмещения ущерба – возврата денег за ненадлежащее исполнение договора. В полном соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». И зачем фирме такая «радость»?
Кроме того, в договоре не могло быть записано иное и по другой причине. Как бурильщики при его подписании, т. е. при отсутствии скважины, могут узнать о качестве в ней воды? Да и не обучены этому. А потому для них всякая под землей вода – техническая. И какое директору дело до качества воды? Супруги могут брать воду, где угодно. Даже в луже. И никто им этого запретить не может. Понятно, что директор не о здоровье селян печется. Цель его другая– «выбить» деньги с населения любым способом. Даже законодательству вопреки. Пусть специалисты судят, есть ли в действиях директора признаки состава преступления, именуемого вымогательством.
Кстати, о законодательстве. Есть Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. А в нем статья 6.5. «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде» называется. Предусмотрен за это штраф. В размере от 10 до 300 минимальных размеров оплаты труда. Но, как понял из комментария к этой статье, кара предусмотрена не для всех. А только для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Для тех из них, кто занимается эксплуатацией систем питьевого водоснабжения. Более того, в Роспотребнадзоре мне разъяснили, что проведение анализа воды из скважины – это право, а не обязанность граждан. Значит, с наших супругов и взятки гладки! А со стороны коммунального начальника – произвол? На мой взгляд, да.
По-моему, общий порядок такой: требуешь деньги – указывай основания. Докажи, что вода в скважине для питья не пригодна. Путем проведения ее анализа. И, главное, что граждане, как тати в нощи, шастают исподтишка к колонке с флягой. И возят воду домой. Не доказал – извини – подвинься. А доказывать свою невиновность супруги не обязаны.
Какой у этой неприглядной истории конец? Да нет его пока. Предложил собеседникам быть законопослушными – не делать то, что они делать не обязаны. Хитроумному любителю чужих денег сочинили письмо. Потребовали, чтобы он отказался от своих нелепых претензий. Погрозили прокуратурой. Решили деньги не платить. Пусть директор, если ему это надо, обращается в суд. И там пытается доказать, что черное – это белое. И наоборот.
Предположим, что иск директор все-таки подал. Тогда, на мой взгляд, супруги могут направить в суд встречный иск. По принципу: нападение – лучший способ обороны. Попытаться возместить за счет обидчика причиненный ущерб. Ведь на скважину они потратились из-за плохой работы водоразборной колонки. Иначе говоря, по причине ненадлежащего исполнения ЖКХ своих перед гражданами обязательств. Вот пусть коммунальщики и вернут супругам уплаченные бурильщикам деньги. Почему нет?
А еще можно просить суд о компенсации морального вреда. И о возмещении затрат на юридическую помощь (если, понятно, она была оказана). В случае выигрыша гражданами дела в суде их обидчику придется, скорее всего, заплатить еще и штраф. В полном опять же соответствии с названным выше законом. Так думаю.
Б. Фабрикант