
7 октября штабы МВД России отмечают столетие. 7 октября 1918 года при главном управлении рабоче-крестьянской милиции НКВД были сформированы инструкторский и информационный отделы. Подобные подразделения были еще в царской России.
Штабы возникли не ради чьей-то прихоти. В армии это звено существовало изначально. И, наверное, совсем не случайно, идея обеспечения штабной функции появилась в МВД с приходом таких руководителей с военным прошлым, как Н. А. Щелоков и С. М. Крылов. Да и время обязывало усилить внимание к повышению уровня охраны общественного порядка и обуздания преступности. В 1995 году в Сысертском райотделе был сформирован штаб, и до 2000 года я занимала должность начальника штаба – заместителя начальника отдела. Когда меня перевели в город Асбест, эту должность занял подполковник милиции Альяр Джанкиши-Оглы Гусейнов.
Да, штабы, не находятся на переднем крае борьбы с преступностью. Штабисты непосредственно не расследуют уголовных дел, не раскрывают напрямую преступления, не профилактируют бытовуху. Но при этом они незримо участвуют везде. Именно штабам вменили в обязанность обеспечить слаженность работы всех подразделений.
За все время существования милиции, очень большое значение в ее деятельности придавалось вопросам осуществления аналитической, организационной, статистической, исполнительской и учетно-регистрационной работы, анализа результатов оперативно-служебной деятельности и т.п.
Штаб не командует, он обеспечивает своего начальника подразделения объективкой. Любая аналитическая справка, сделанная штабом, носит независимый характер. Показывает истинную картину результатов работы. Поэтому и приходилось иногда воевать с начальниками отделений.
Грамотно обоснованный управленческий документ, выполненный на высоком уровне штабной культуры, требует всегда много времени. Для этого приходилось и до ночи сидеть не один день. Также работали и все мои штабисты.
В 1998 году я была направлена на повышение квалификации в высшую школу милиции в С. Петербург, а практику довелось проходить в полиции города Котка (Финляндия). Увидев там техническую оснащенность местной полиции, позавидовала. И пожалела своих дежурных, что у них нет таких возможностей. Но при этом наши работали не хуже.
Одним из главных направлений штабных подразделений в мою бытность было руководство дежурными частями. Именно сюда обращаются люди со своими проблемами. И как их встретят здесь, как решат вопрос – сложится мнение о работе милиции в целом. В разные периоды дежурные части подчинялись и секретариату, и милиции общественной безопасности. Кто только ими не командовал. В конце-концов, руководство дежурными частями возложили на штабы. И это было целесообразно. Но после реорганизации в полицию дежурную часть снова вывели из подчинения штабов. Считаю, что это ничего хорошего не дало.
Обеспечение управления в чрезвычайных ситуациях является объективной необходимостью. Оперативное планирование, организация и проведение тактико-специальных, командно-штабных учений – тоже направление деятельности штаба. Оно замыкалось на капитане милиции Андрее Григорьевиче Тарасове.
Наша служба всегда была напряженной и ответственной. Все работали, не считаясь с личным временем. Хочу поблагодарить всех ветеранов и Сысерти и Арамили за службу, за доверие. Никто из них никогда меня по большому счету не подводил.
Грамотный штаб – это действительно мозг отделов. Как показала практика, без грамотного управления не будет должной результативности оперативно-служебной деятельности. Сейчас как-то штабы понизили. А начальник штаба должен быть именно в ранге заместителя руководителя подразделения. Если нет – теряется все предназначение штабных подразделений. Начальник штаба – это лидер. Хороший лидер умеет сформировать грамотный коллектив единомышленников. Моим штабистам, да и многим ветеранам из нашего поколения милиции, не стыдно смотреть в глаза народу, которому мы служили. Пусть молодежь из полиции заслужит такое же доверие и уважение.
Ирина Стерхова, подполковник милиции в отставке.
