«Счастливо живешь тогда, когда кому-то нужен», – считает Нина Павловна Мансурова. И она очень нужна – своим детям и внукам, но и не только. В хозяйстве Нины Павловны – 60 голов, не считая такой «мелочи», как собака и кошки.
– Я всю жизнь, сколько себя помню, всегда держала хозяйство. В детстве, юности – родители держали скотину. Мы жили в Ветлуге, это рядом с Нижним Новгородом. На Урал, в Сысерть переехала в 1975, помню гостил у нас родственник, и нахваливал Сысерть: «Поехали к нам, у нас с неба каша манная валится, пока летит то и варится». Ну я и поехала, раз такое посулили. Вышла замуж, завела хозяйство. Мне 27 лет, молодая совсем, но и корова, козы, поросята – все это было. Потом переехали в квартиру, тяжело было, к земле тянуло. Вот и построили к пенсии избушку на курьих ножках. Тут уж я развернула хозяйство: теплицы, сад, козы.
«Тетьнининых» коз знает вся улица – летом она водит их на выпас, утром и вечером. Соседские ребятишки обходят стороной бодливую Рогатку и строптивую Беляну, а вот с ручными козлятами играют в догонялки. Помимо коз и козлят – желтобокие гусята, пока маленькие и потешные, и с ними дети играют. А уж как те побольше вырастут, головы начнут тянуть и шипеть, не выпустит их Нина Павловна за забор. Будут ходить вперевалку, среди птичьего двора. На котором – модные, породные курочки с мохнатыми лапками, размером с перепелку, сами же перепелки, цесарки, черные и белые индюки, утки – индийский бегунок и мускусная, цыплята-бройлеры. В теплом сарае – поросята. Обычные, с розовыми пятачками, вьетнамские вислобрюхие не прижились, хотя и их Нина Павловна держала. Еще есть кролики породы серый великан, каждое лето – маленькие крольчата. Каждое лето хозяйство Нины Павловны вырастает до 130 голов. Как с таким стадом справляется пенсионерка?
– Да как-то справляюсь. Не было бы их, с дивана бы не вставала, печи бы не топила. А тут знаешь, что они ждут, пойду, поговорю с ними, коз подою, курам дам, кроликам морковки порежу, гусей проведаю. И все веселее. Дети, конечно, помогают. Без их помощи тяжело было бы, вся пенсия уходит на корма, вот летом печку в доме надо было переложить, так целая история. Да и можно ли на пенсию прожить без хозяйства то? Я 33 года отработала, полжизни за прилавком простояла, наработала на пенсионный минимум. А тут – и яйца, и молоко, и мясо для моих ребятишек. Натуральный фермерский продукт, здоровая еда, в магазинах нет теперь такого. Хотя сама не ем домашнее мясо, жалко мне животину. Готовить – приготовлю, тушёнку закатаю, сало засолю, рулетов накручу. И детям отдаю.
В доме Нина Павловны рядком у стенки разложены прошлогодние тыквы, на подоконниках уже взошли перцы и томаты. На диванах – вязаные покрывала, на полу – домотканые коврики. Вот и сейчас в свободную минутку она садиться вязать плед: «В Ветлугу отправлю, родным, подарок от командировочной. Уж 44 года я здесь, в командировке на Урале, польстилась на манную кашу. Так теперь это мой дом, а детям моим – Родина».