-0 C
Сысерть
Суббота, 23 ноября, 2024

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойНовостиСемь лет с теневой зарплатой

Семь лет с теневой зарплатой

Публикация:

Однажды из уст областного чиновника довелось услышать: «Серая зарплата – это сговор между работником и работодателем. И ответственность за нарушение закона лежит на обеих сторонах».

Есть ли, в действительности, выбор у работника, Об этом рассказ молодого сысертского мужчины, который уже около семи лет получает зарплату в конверте. По понятным причинам эту исповедь мы даем анонимно.

Алексей закончил школу в конце восьмидесятых. Поступил в вечерний техникум и одновременно на пятимесячные курсы водителей в СПТУ. После курсов пришел на гидромаш. Как считает сам, это – стандартный жизненный пусть человека из рабочей семьи. Отец тоже всю жизнь на заводе проработал.

Но вначале девяностых на предприятии начались перебои с заработной платой. Чеками ее выдавали, задерживали… А у него на содержании были уже жена и маленький сын. Перешел, говорит, поближе «к хлебушку»… Устроился пекарем на хлебокомбинат. Здесь и зарплата была по сысертским меркам нормальная, и после каждой смены официально вручали буханку хлеба.

В какое-то время и здесь были перебои с выплатой заработной платы, но все же, считает Алексей, здесь получше, чем на других предприятиях. Котировался среди работников комбинат.

Так было, пока не сменился собственник. Потом и в хлебе отказали, и с зарплатами начался бардак. Хотя хлебокомбинат – последнее в трудовой биографии Алексея предприятие, где всю зарплату выдавали по ведомости. Где в соответствии с трудовым законодательством оплачивали больничные, отпуска, даже учебные отпуска.

В 2000 году устроился водителем на Вторчермет в Екатеринбурге. Возил на КАМазе металлолом.

Здесь уже было две зарплаты : «белая» и «серая». Примерно, одна треть выплачивалась официально. Две трети – в конверте. Не был здесь ни на больничном, ни в отпуске. Уволился через год. Не потому, что зарплату платили в конверте, а от того, что ее уровень не устраивал. В 2001 году знакомый позвал в частную фирму, тоже в Екатеринбурге, которая занимается изготовлением окон, входных групп, лоджий и балконов. Как пластиковых, так и деревянных.

Вот тут, признается, с зарплатой вообще черт ногу сломит! Оплата сдельная. Точных расценок на работу не было. Записывали, что сделали. В конце месяца сдавали. Бригадир наличку раздавал. Вроде бы даже и не расписывались за нее. Вначале выдавали деньги два раза в месяц, потом раз в месяц, потом и вовсе задержки пошли. Фирма начала чахнуть, стало меньше и работы, и, соответственно, доходов. Последние полгода больше дома сидели, чем работали. Уволился, так до сих пор ему тыщи три-четыре остались должны.

Так вот 2003 год встречал без денег и весь в долгах. В мае по знакомству предложили работу в другой частной екатеринбургской фирме. Начал осваивать профессию электромонтажника. Взяли-то без необходимой специальности.

Здесь Алексей работает до сегодняшнего дня. Монтажное предприятие занимается электропроводкой в новостройках, проектированием и монтажом систем пожарной и охранной сигнализации и т. д.

В этой фирме также официально оплачивается лишь треть зарплаты. Две трети –неофициально.

С этой трети оплачивается больничный. Хотя бюллетени нигде особенно не приветствуются. Но последний год всем работникам объявили: болеете – оформляйте больничный, приносите. И стали оплачивать его в полном объеме, с серой части тоже.

За отпуск расписываются как за 28 календарных дней, а фактически отдыхают две недели. И деньги получают за две недели, но в полном объеме.

– Начальник говорит, дольше вы будете отдыхать тогда, когда я буду дольше отдыхать, -рассказывает Алексей. – А мужик он работящий. На самом деле в этой сфере конкуренция большая, крутиться надо. В принципе, наш начальник – человек хороший. Наша бригада по воскресеньям не работает. В субботу, бывает, но платят за нее по обычному тарифу. А другая бригада по воскресеньям работает, таким смена в 2,5 раза дороже оплачивается. Бывает, что на объект какой особый вызывают, тоже больше дают. Вообще начальник у нас, если обещает, не обманывает.

На сегодняшний день белая часть зарплаты электромонтажника Алексея составляет около 7 тысяч рублей, серая – колеблется от22 до 27 тысяч рублей. Пока его это устраи-вает. Впрочем, при таких отношениях с работодателем, он волен уйти в отпуск без содержания, если подвернется более выгодная халтура. Один из их бригады с мая, например, трудится в другом месте.

В чужой монастырь со своими правилами не сунешься. Выбирать, получать ли сегодня чуть меньше, но со всеми социальными отчислениями, Алексею никто не предлагал. А если бы такой выбор был?

– Конечно, было бы неплохо, если бы какие-то накопления пенсионные шли, но не за счет уменьшения сегодняшней зарплаты, – считает рабочий. – Не верю, что если сегодня буду меньше получать, государство обеспечит мою старость. Бабушка всю жизнь трудилась, а сегодня еле-еле концы с концами сводит. Кроме того, до пенсии еще дожить надо. Не все, кстати, доживают. Более того, у меня трое детей, которых сегодня кормить-одевать надо… Не верю, что государство обеспечит, когда не смогу работать. Надо самому себя сегодня страховать. Как? По возможности, или бизнес свой организовать, или прикупить что-то, что можно будет сдавать в аренду. Или купить «что-нибудь ненужное», чтобы потом продать и обеспечить черный день.

У Алексея множество друзей и знакомых, (поколения тридцатилетних) которые имеют подобные отношения с работодателями. Самое неприятное, на их взгляд, в этих отношениях – времени на дорогу до Екатеринбурга много тратится. С учетом пробок в один конец, бывает, два часа путь занимает. Можно ли считать эти отношения сговором с работодателем? Можно ли обвинять работников в том, что они хотят обеспечить достойный уровень жизни себе и детям? Можно ли обвинить их в том, что они не верят государственным гарантиям?

Или надо менять правила игры на рынке труда? Главная государственная задача, намой взгляд, не ужесточать меры пресечения в отношении нарушителей. И даже не усовершенствовать механизмы для того, чтобы лучше выявлять эти нарушения. Главное – создать условия, при которых субъектам бизнеса будет выгодно работать по-честному.

В. Рознина

 

Экспресс-опрос

А вы за «белую» или за «серую»?

Если бы у работника был выбор: получать большую серую зарплату без социальных гарантий или не-большую, но официальную, со всеми отчислениями на больничный, отпуск и будущую пенсию. Что бы он предпочел. Такой вопрос мы задали людям на улицах Сысерти.

Геннадий Иванович ШАХОВ:

– Лучше получать «белую», официально. На «серой» я работал. Хозяин есть хозяин: хочу – плачу, хочу – нет. Хочу – вовремя, хочу не вовремя. Пусть белая и меньше, нотам – больничные, отпуск, – все за свой счет. То на то и выходит. Сейчас у меня все официально. И так лучше.

Анна Васильевна НИКИТИНА:

– У меня уже возраст такой, что я не понимаю, как это можно «серую» зарплату платить?! Я люблю правду, поэтому против конвертов. От этого и государству ущерб, и работникам. Должно быть все правильно, по закону. Почему все «деловых людей» ненавидят? Потому что они права нарушают. Им все законы побоку. Неправильно это!

Василий БАННЫХ:

– Никогда не получал в конверте. Зачем это? Жить надо по-честному. И социальные гарантии людям обязательно нужны.

Лида БЛИЗНЮК:

– Я предпочитаю «белую». Чтобы больничные и все гарантии были. Ничего, что она будет меньше. Так лучше.

Мужчина представиться отказался:

– Конечно, лучше «черная». Она больше. А в пенсионный фонд могу сам добровольно перечислить. Это уже мое личное дело.

Опрос провела 6 декабря И. Летемина

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь