В августе совершенно случайно съехались на Кубань многочисленные родственники моего мужа со всех уголков: Костромы, Липецка, Баку, Иркутска, чтобы увидеться и обняться через 40 лет. Состоялась эта встреча за длинным-предлинным гостеприимным столом, а я подслушала их воспоминания и решила поделиться с уральскими земляками.
Кубань представляет собой великий край, который сочетает в себе разнообразие культур, колорита и внутреннего уклада. Мой муж с раннего детства знал, что он по происхождению кубанский казак. Его бабушка по отцовской линии была украинкой, а дед казаком-защитником Кубани, раненый в боях за Кавказ был эвакуирован. Тут и познакомились они. Похоронив близких, бабушка прожила жизнь рядом с семьей сына и рассказывала маленькому Жене (моему мужу), как провожали на войну деда-казака верхом на коне.
Послушав воспоминания, мне очень захотелось приехать на родину мужа еще раз, хоть на денечек, когда все его родные еще живы, когда все его друзья веселы, счастливы, а соседи дружные и хлебосольные. И пусть там будут хатки-мазанки с фундаментом из соломы, опила, нет дорог асфальтированных, только появляются столбы электрические…
Каждый, кто жил или гостил на Кубани, хорошо знают процесс обмазки таких хат. Муж хорошо помнит, как всем хутором, с песнями мазали бабушкину хату, а по окончанию собирались за общим столом с борщом, мясом с картошкой, компотом. Взрослые, правда, покрепче компота употребляли.
Позже сменился режим в государстве, а вместе с ним и отношение к друг другу. Произошло разделение на богатых и бедных. Простому колхознику дом строили из камышовых стен, а директору колхоза или ветврачу – из бруса.
Сейчас на Кубани развито и казачество, и православие. Человек может даже не верить в Бога, но будет считать себя православным. Казаки вместе с церковью проводят общественные мероприятия сел, станиц. Казачьи хоры известны далеко за пределами Кубани.
В обращении с родителями и старшими у кубанцев соблюдается сдержанность, вежливость и уважительность. К отцу и матери обращаются только на Вы. Без благословения родителей не начинают никакую работу, не принимают решений по важным делам. Безмерное уважение проявляется к любому гостю, он считается посланцем Божьим.
Узким кругом братья, кумовья, племянники вспомнили свое далекое детство с тяжелым трудом. Приходилось грузить мешки с пшеницей по 70 кг, их выдавали колхозникам-родителям, запрягать лошадей. Сдавали в сельский магазин вишню, абрикосы и получали целый рубль на покупку крючков, лески для рыбалки. А какие красивые это места, где много вкуснейшей рыбы, раков. Кубанское детство останется в памяти мужа светлым воспоминанием. И в его жилах, и в жилах его детей течет кровь горячая, казацкая.
Татьяна Бурцева, г. Сысерть