Это письмо – рассказ об одном из миллионов участников войны, Иване Михайловиче Емельянове, пропавшем без вести, вероятно, в самом начале Великой Отечественной, написали два человека, дед и внук, Валерий и Иван Емельяновы, жители Сысерти. Первый приходится Ивану Михайловичу племянником, а второй праправнуком.
Началом всему стало вот это письмо, которое И.М.Емельянов написал сестре Клавдии 13 июня 1941 года, за 9 дней до войны.
«…живем сейчас в лагере, в лесу, жить весело, только первое мая провели неважно, в аккурат были в пути. Первого мая утром были в Белостоке, город очень культурный и красивый… 1 июня смотрели картину «Минин и Пожарский», а выходной день ходил смотреть концерт – цыганские песни и пляски. …от границы служу недалеко, только лишь 28 километров…19 июня буду сдавать на младшего сержанта. Германия на своей границе делает всякие укрепления… осенью что- нибудь будет»…
Больше вестей от Ивана Михайловича Емельянова не было.
Иван: «Меня зовут Иван Емельянов. Я родился в Сысерти в 2008 году. Его тоже звали Иван Емельянов, только он родился почти на целый век раньше. И меня назвали в честь него – моего прадедушки, погибшего на войне.
А начиналось все так. Моя прапрабабушка Евдокия Ивановна или просто Дуня, 1893 года рождения, воспитанница Сысертского приюта для девочек-сирот, в 16 лет была сосватана за сысертского паренька Михаила Александровича Емельянова. Миша был на пять лет старше своей жены. Молодая семья получила в приданое самые необходимые для жизни вещи и телочку. Михаил работал, а Дуня была домохозяйкой.
Время на стыке двух веков – 19 и 20 – было тревожное. Первая мировая война, потом революционные события и гражданская. Михаил уходил то на одну войну, то на другую. Возвращался. Рождались дети – общим числом девять, но двое умерли в младенчестве. Выжили двое дочерей и пятеро сыновей, одного из которых звали Иваном. Маленький Ваня Емельянов ходил по тем же улицам, по каким сейчас хожу я. Дышал этим же воздухом, купался в этом же пруду. И солнце ему светило так же, как и мне. Он даже и в школе учился, в которой учусь сейчас я – имени П.П.Бажова.
Закончив школу Иван стал работать на одном из предприятий рабочего поселка Сысерть».
Ваня Емельянов, 4Б класс.
Валерий: «В октябре 1940 года Иван был призван Сысертским РВК в ряды Красной армии. Служил он в Белоруссии, на большой узловой станции Шепетово, п/я 551А. Это всего лишь в 28 километрах от границы с Германией.
Когда Иван в своем последнем письме от 13 июня 1941 года писал, что «осенью что-нибудь будет», он ошибся. Как ошиблось и наше высшее командование. Война началась через девять дней.
Больше мы об Иване ничего не знаем. Может, он прожил с начала войны всего лишь несколько секунд и погиб под первыми бомбами или снарядами, упавшими на их воинскую часть. А может – прожил еще несколько минут или часов, успел подняться в штыковую атаку, успел вцепиться в горло хоть одного врага…Война одна на всех, победа одна на всех, а судьба у каждого солдата – своя. Так говорил младший брат Ивана, Рюрик Михайлович, который прошел эту войну и знал об этом не понаслышке. Кто-то может погибнуть в первом бою, а кто-то пройдет всю ее без единой царапины.
Из четверых братьев Емельяновых, ушедших на войну, обратно вернулись трое – Константин, Владимир, Рюрик. Израненные, контуженные, но живые. Не вернулся лишь Иван. «ВАнюшка, мой ВАнюшка, так, с ударением на первом слоге, звала, глядя на портрет, без вести пропавшего сына, Евдокия Ивановна. Которая до самой своей смерти не переставала ждать его.
… Мы идем в колонне Бессмертного полка с портретом Ивана в руках. А над всем нашим городом пронзительно звучит песня «Журавли». Мы думаем, что эта песня – и про нашего Ивана тоже. Он тоже, как всякий погибший воин, превратился в красивую белокрылую птицу. Он летел в мае 1945 года со своими товарищами с радостным криком над поверженным, дымящимся рейхстагом, над освобожденными городами, селами, деревнями. Сверху он видел толпы людей, которые пели, танцевали, кричали! А он летел далеко в тыл, к себе, на Урал и нес на своих крыльях Победу».
Иван: «В наступающем году наша страна будет праздновать 75-летие великой Победы. Я снова вместе со своим дедушкой, с родными, друзьями, вместе с сотнями жителей Сысерти пойду в колонне Бессмертного полка. Все вокруг будут радоваться, петь песни про войну и мир. У многих будут слезы на глазах. Мне так хочется, чтобы в это время над нашей колонной пролетели журавли. И мы бы крикнули им: «Птицы! Мы вас видим! Мы вас помним! Мы кричим вам из 21 века – спасибо вам за этот день!»
Подготовила Надежда Шаяхова