Смотрите, какой красивый, какой юный мальчишка изображен на этом снимке! По-детски пухлощекое лицо делает этого солдата похожим на подростка. А на груди – два ордена. Приказ о награждении орденом Отечественной войны 2 степени линейного надсмотрщика 1064 отдельной кабельно-шестовой роты 12 Армии Боярского А. И. вышел в свет 31 октября 1943 года. А уже буквально в следующем месяце появился приказ о награждении бойца Боярского орденом Отечественной войны 1 степени! На снимке ему 20 лет.
– Какой героический был у вас отец, – говорю Любовь Александровне Павловой, жительнице Сысерти, дочери этого самого солдата на снимке. Кстати, она очень похожа на него: то же пухлощекое, по-детски милое лицо. Она пришла в редакцию с письмом и справкой из Центрального архива минобороны РФ. Вот ее рассказ.
«Мой отец родился в 1923 году в Туринском районе. У него было пять братьев и сестра. В 1940 году на службу в армию ушел старший брат Федор. Судьба его сложилась трагически, но об этом позже. В начале войны сразу призвали на фронт главу семьи, моего деда Иосифа Петровича. А потом настала очередь и моего отца.
Вскоре бабушка получила похоронку на деда. И осталась бабушка с пятерыми детьми на руках. Интересный факт: отец рассказывал, что встретился на войне со своим отцом – нашим дедом. Но подробностей я не знаю, помню только, что упоминал он в своих рассказах Сталинград. Эх, знать бы тогда, как нужны и важны нам будут потом эти воспоминания наших отцов и матерей про войну, слушать бы их тогда внимательно, записать…
Мой отец дошел до Кенигсберга. Указ о награждении его медалью «За победу над Германией» датирован 9 мая 1945 года. После войны служил еще год в Одессе и вернулся домой. В 1947 году женился, народилось четверо детей. В 1967 году мои родители из Ирбитского района переехали в Щелкун. Отец прожил недлинную жизнь – в 1977 году его не стало. Наших двух братьев тоже уже нет, а сестра Валентина живет в Арамили.
Немного про Федора, как обещала. Про него семья узнала только в 1954 году. Оказалось, что он был в плену. А когда вернулся – его посадили уже свои, на 25 лет. Освободили после смерти Сталина, реабилитировали. Но жить он остался там, где отбывал срок – в Иркутской области, там завел семью.
Живых свидетелей военных лет остается все меньше. Не у кого скоро будет нам, живущим, спросить, как они воевали, как выживали в тылу. Поэтому очень хотелось бы, чтобы хотя бы по этим крупицам воспоминаний о тех, кто добывал Победу, молодое поколение помнило о своих прадедах. Понимало, что они совершили».
Подготовила Надежда Шаяхова