Можно ли научиться чему-то на чужих ошибках? Дискуссии на эту тему ведутся давно, и не утихнут, уверена, в будущем. Но каким бы ни был ответ, чужой опыт нам полезен. Хотя бы тем, что заставляет задуматься о собственной жизни. Мне доводилось выслушивать разные истории из жизни земляков. Одной хочу поделиться с вами.
Не приняла Мария Павловна в свое время выбор дочки. Зять, которого та привела в дом, матери категорически не понравился. Ее раздражало в нем все: манера держаться, одеваться, вести себя. К тому же Костя из неблагополучной семьи: отец сидел в колонии, мать пила, воспитывала парня бабушка. Не о такой партии для своей Ксении она мечтала.
Впрочем, в тот момент ей не смог бы угодить ни один избранник, поскольку Мария Павловна считала, что дочке замуж рано: надо сначала встать на ноги. Ее будущее она распланировала давно. Школа, институт, хорошая работа, а уж потом можно и семьей обзаводиться. А тут парень спутал все планы. Мыслимое ли дело – жениться, когда они оба всего на втором курсе в колледже. До учебы ли будет? Мария Павловна сказала категоричное «нет», но дочь поступила по-своему.
На студенческую свадьбу Мария Павловна не пошла. А когда дочь сообщила, что они ждут ребенка, а зять переводится на вечернее отделение, так как нужно работать и содержать семью, вовсе осерчала. Заявила, что на нее молодые могут не рассчитывать.
Долгое время дочь старалась наладить отношения с матерью, примирить ее с зятем. Но эти попытки не увенчались успехом. Когда молодые приезжали погостить, Мария Павловна впадала в хроническое раздражение. Зять не так разговаривал с тещей, не так ухаживал за женой, не так воспитывал ребенка.
Внук Максим тоже был, по мнению бабушки, слишком шумным, резвым, непослушным. И звание бабушки не нравилось, настояла, чтобы внук называл ее по имени-отчеству.
Визиты дочки с семьей в родительский дом сопровождались ворчанием хозяйки, слезами дочки, взаимными обидами. Радости они никому не приносили, и отношения постепенно сошли на нет. Дочь изредка звонила матери, приезжала поздравить с днем рождения, но одна, без семьи.
Однажды Ксения обратилась к матери с просьбой, чего давно уже не делала. Сообщила, что они с мужем ждут второго ребенка. Предприятие, где он работал, обанкротилось. Приюти, мол, нас, хотя бы на год, до рождения малыша. Мария Павловна категорически отказала.
Тогда она думала, если бы дочь не вышла замуж так рано, ее судьба сложилась бы по-другому. Лучше. А когда Ксения умерла во время родов, теща и вовсе прокляла зятя. Связь между ними оборвалась.
Но с годами одиночество, на которое женщина обрекла сама себя, превратилось в муку. В долгие бессонные ночи она перебирала события прошлой жизни. И в какой-то миг поняла, что все чаще вспоминает дочь замужней. Вот они с Ксенией лепят на кухне пельмени, перепачкав все мукой, она выговаривает им, а они смеются. Вот они собираются на лыжную прогулку, а Ксюша заботливо повязывает им шарфы…
Тогда в первый раз у нее мелькнула мысль, что была неправа. Отмахнулась от нее вначале. Но чувство вины возникало все чаще, накатывала тоска. Возникло сильное желание найти зятя Константина и внука Максима. Но по адресу, где они жили, их не оказалось. Написала в службу, которая занимается розыском граждан, чтобы найти адрес зятя и внука. Но в ответ тишина.
А не так давно случилось чудо. Мария Павловна уже в почтенном в возрасте, давление мучает. К требованию соблюдать режим самоизоляции из-за коронавируса она отнеслась со всей серьезностью. Но за продуктами ходить надо, платежи делать – тоже.
И вот, возвращаясь из магазина, увидела на подъезде объявление: какие-то люди предлагали услуги пожилым. Позвонив по указанному телефону, Мария Павловна объяснила, в чем нуждается.
Дождалась визита добровольца в своей квартире и обомлела. Перед ней стоял молодой человек – копия дочери, совсем молодой…
Очнулась она уже в кресле. Паренек над ней склонился, воду протягивает. Она взяла паренька за руку и повела к серванту, на котором фотография Ксении стояла. Тут уже он оторопел: «Это же мама!»
Вот так внук познакомился с бабушкой. Два часа проговорили Мария Павловна с Максимом, сверили факты, чтобы ошибки не вышло.
Оказывается, Максим с отцом совсем недавно вернулись в родной город. С друзьями решили помогать пожилым людям, расклеили объявления. Пятая заявка привела внука к бабушке.
Мария Павловна позвонила бывшему зятю, повинилась. Вспомнили прошлое, она поплакала. Как эпидемия закончится, ждет их в гости.
Максим ее уже дважды навещал после этого. И в последний раз назвал бабушкой.
Татьяна Бурцева, Сысерть