11 C
Сысерть
Суббота, 20 апреля, 2024

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойОбществоКультураНовые легенды старого храма

Новые легенды старого храма

Публикация:

Храм Симеона и Анны Храм Симеона и Анны Храм Симеона и Анны

Храм Симеона и Анны
Вячеслав Васильевич Сериков

Правда ли было такое, или людская молва придумала? Только сказывают, что в конце 80-х годов прошлого века это случилось. Мимо здания кинотеатра «Авангард» в Сысерти женщина проходила. И вдруг послышался ей колокольный звон и пение ангелов. Какие колокола? Более, чем полвека назад, большевики взорвали колокольню на Сысертском храме Симеона и Анны и теперь тут только кино можно послушать: в теплые летние дни двери кинотеатра распахивали, чтобы хоть чуть-чуть тепла с улицы зашло за метровой толщины стены бывшего храма и зрителям в зале было не так прохладно.

Так или иначе, но рассказала женщина об услышанном своим подругам, а те – еще кому-то. А в то время в нашей стране уже началось движение по передаче, а вернее сказать – возврату  культовых сооружений церкви. Вот и в Сысерти инициативная группа собралась и пошла к районным властям просить закрыть кинотеатр и вернуть здание храма церкви. Что и случилось 1991 году.

С тех пор чуть не три десятилетия прошло, а храм все из строительных лесов не вылезет. Почему же его восстановление идет так медленно? Этот вопрос я задавала в номере «Маяка» от 13 мая. А 4 июня встретилась со старостой храма Симеона и Анны В. В. Сериковым.

Вячеслав Васильевич – человек не местный, поэтому пару слов скажу про него. Хотя как не местный? Он живет уже здесь более 20 лет. По профессии железнодорожник. Был и преподавателем в вузе, в колледже. В  90-х открыл свой бизнес, и почти сразу начал участвовать в восстановлении храмов – в Екатеринбурге, Невьянске, в Верхотурье. Приехав жить в наш город, конечно же, не мог остаться в стороне от благого дела восстановления храма Симеона и Анны.

Это был конец 90-х – начало «нулевых». Все еще лихих, непонятных, порой откровенно страшных. По храму все еще не было ясности – шли судебные разбирательства. Потом началась откровенная травля с нарисованными на стенах, как говорит Сериков, сатанинскими знаками. Про те рисунки на стенах храма потом еще долго говорили: слухи, сплетни. Целые легенды…А потом как трагический апофеоз – пожар в храме в 2002 году, который свел практически на «нет» все усилия прихожан, благотворителей, волонтеров – как бы сейчас сказали про людей, «руками» участвующих в восстановлении храма. Причиной пожара компетентные органы назвали короткое замыкание… И до пожара-то восстановление шло не ударными темпами, а тут и вовсе у тех немногих, что помогали храму, руки опустились.

Прошу читателей не судить меня строго в отношении дат и порядка череды событий. Мы не ставили целью восстановить точную хронологию событий. Мы все еще пытаемся ответить на вопрос – почему так долго мы, сысертцы, не можем восстановить свой главный храм.

Вячеслав Васильевич в начале нашего разговора практически сразу ответил на этот вопрос. Он сказал:

– Потому что это никому не надо было.

И я с ним согласна. За почти 40 лет жизни здесь я пришла к выводу, что сысертский народ  сильно  разобщен. Здесь нет такого, чтобы дружно, сообща сделать какое – то дело. Ездила по территориям и всегда мне нравилось, как работают люди, неравнодушные к своему поселку, к своей территории, например, в Октябрьском. Когда предприниматели объединяются вокруг местного главы для какого – нибудь общего дела: отремонтировать дорогу, построить спортивный комплекс, сделать ремонт в местном ДК. Такой же сильный совет руководителей и предпринимателей был всегда и в Большом Истоке. А в Сысерти – нет, здесь всегда был каждый сам за себя и против власти. Это мое мнение, я подчеркиваю. Может, кто-то думает иначе… И, на мой взгляд, 30-летнее стояние в строительных лесах нашего храма – тому еще одно доказательство.

… После пожара, рассказывает Сериков, пошли по Сысерти средства собирать. Чтобы снова да ладом храм восстанавливать. Начали с рабочих чертежей, за которые надо было заплатить миллион. Для сравнения: за строительство купольного барабана по тем деньгам надо было бы заплатить 2,5 миллиона. В администрации округа сразу дали понять, что у нас церковь от государства отделена. А из всех еще к тому времени «живых» предприятий остались – раз-два и обчелся. Материалами какими-то помог ППЖТ – в частности, рельсы на перекрытие дал. На тех рельсах пол и лежит по сей день. А устанавливали их – вручную, на веревках таскали. А вообще, Вячеславу Васильевичу сейчас кажется, что тот пожар в каком-то смысле нужен был. В огне сгорело все временное, понастроенное когда-то для обустройства кинотеатра. И когда после пожара из подвала небо стало видно, тогда и стал понятен истинный объем предстоящих работ.

Начали восстанавливать буквально по кирпичику. Появлялись деньги – покупали стройматериалы. Часть кирпичей взяли с «каретного» двора, разбирали его. Восстановили обрушившуюся во время пожара часть стены. Сделали кровлю, подвал. И все. Работа встала.

– И мы ушли отсюда, – говорит Сериков.

– Когда вы говорите «мы», вы кого имеете в ввиду?

– Предприниматель из Тюмени Сергей Банных, который сейчас опять в Тюмени и живет и работает. Предприниматель Андрей Скормин, который позднее стал священником… Мы начали работать на храме на Сысертском кладбище. Потом ушли в Абрамово.

Ну вот, пожалуйста, сысертских имен нет. И вы еще будете говорить, что не прав Сериков, когда он говорит: «Никому не надо было»?

Ну разве что прихожанкам здешним. Одна женщина, например, сад продала и принесла 20 тысяч рублей. Но сколько ж таких вот женщин надо, чтобы храм восстановить?

И тем не менее на сегодня сделаны почти все подвалы – а это существенная часть храма. Это трапезная. Скоро будет готова под храмовой частью настоящая крестильня, в которой можно будет крестить взрослых с полным окунанием. Сама храмовая часть внутри заштукатурена. А колокола мы слышим благодаря нашему депутату Андрею Гориславцеву – именно он подарил их в свое время храму.

Что сегодня? Сегодня обнадеживающие новости. Благодаря главе округа Дмитрию Нисковских появился состоятельный спонсор. И, наверное, многие жители Сысерти уже заметили, что на фасадах начались штукатурные и покрасочные работы. По планам до зимы наш храм, наконец-то, должен вылезть из лесов. Останется очень много внутренних работ. Нужна будет соответствующая роспись. В церковных кругах идут разговоры о новом иконостасе, паникадиле…

Верующие, читающие эти строки, в этом месте должны перекреститься и пожелать, чтобы уже ничто не помешало нашему храму принять тот облик, которым мы могли бы по-настоящему гордиться. Не обязательно как культовым сооружением, просто храмом – неотъемлимой частью истории города.

Надежда Шаяхова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь