На днях знакомая женщина поделилась новостью из своей жизни, вернее, из жизни сына. Растила его одна. Правда, помогали бабушка с дедушкой. И даже прабабушка, пока была жива. Парень получился – замечательный! Школу закончил с золотой медалью. Был заядлым туристом: еще школьником исходил с огромным рюкзаком за спиной весь Горный Алтай, Кавказ, Северный Урал. Поступил в один из ведущих вузов страны. Причем, его, неоднократного победителя различных Всероссийских Олимпиад по физике, звали в вузы сразу трех городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Выбрал Екатеринбург, чтобы быть поближе к дому.
Проучился на физтехе шесть лет, на бюджете, жил в общежитии. Практику проходил на одной из атомных электростанций страны. Куда и пошел с большим желанием работать после окончания вуза. Женился на той, с кем дружил еще в школе, с кем ходили вместе в походы. Вся родня гордилась парнем, предрекая ему хорошую карьеру, зарплату. А значит, и решение в ближайшее время вопроса с жильем, и вообще – все блага жизни.
И вот – гром среди ясного неба: молодой человек уволился со станции. Причины – банальны: маленькая зарплата, отсутствие перспектив в смысле карьерного роста. И сейчас зарабатывает на жизнь, что называется, лежа на диване: работает удаленно аналитиком по компьютерным играм. Нравится: нет ночных смен, зарплата заметно выше. Вместе с женой подумывают о смене страны постоянного места жительства.
Эта новость меня оглушила! Как так?! Стране не нужны такие кадры? Ведь их, например, со всего курса, выпустилось всего 6(!) человек, именно таких специалистов. «Штучный товар», как говаривал один знакомый полковник, имея в виду уникальных специалистов с уникальным образованием. Страна 6 лет учила парня, вкладывала в него деньги, чтобы потом сказать: «Гуляй, Вася!»? Не понимаю! Хочется материться. Или кричать? Или плакать от обиды за державу?
Сама закончила вуз 40 лет назад. До сих пор поддерживаю связь со своими подругами – стройотрядовцами. У нас был девичий отряд, где работали студентки разных факультетов: математического, физического, химического, филологического, исторического… Судьба у всех сложилась по-разному. Но… Вот ведь что интересно: почти у каждой второй девчонки из нашего отряда сегодня хотя бы один из детей живет за пределами нашей Родины. В Германии, Чехии, Норвегии, Канаде, США, Израиле… Все с высшим образованием, целеустремленные, умные. Все оказались невостребованными в родной стране. Один из моих сыновей, закончив УПИ, получив специальность инженера электронного машиностроения, долго искал работу по специальности на предприятиях Екатеринбурга. Ходил в поисках работы и на Уралгидромаш. Но все напрасно, нигде он не был нужен. И сегодня мой сын с семьей тоже живет в США.
На оборонном предприятии в одном из городов области ведущим специалистом работает моя родственница. Ну работает и работает – скажете вы. Да, но ей через 4 месяца будет 80 лет! И она там не одна такая! Предприятие держится за них. Да как не держаться: пенсионеры не требуют большой зарплаты. И рады-радехоньки 50-процентной профсоюзной путевке в местный профилакторий. Но за эту зарплату и тем более путевку не хотят работать молодые специалисты – выпускники радиофака УрФУ. И когда есть выбор, делают его не в пользу этого предприятия, этого города, страны.
Грустно все это. Сколько лет идут разговоры об «утечке мозгов», а ситуация не меняется. Страна моя, кто тебе нужен? Неужели же только чиновники и специалисты, обслуживающие буровые установки?
Надежда Шаяхова