
Давненько это было, чуть не четверть века назад. Многое забылось напрочь про те времена, а этот случай помню, настолько он меня тогда поразил. Классным руководителем моего старшего сына Алеши был молодой преподаватель истории школы № 23 Андрей Анатольевич Горнов. Повел он их в один из сентябрьских дней в поход с ночевкой по окрестностям Верхней Сысерти: хрустальные копи, гранатовые. Алексей пойти не смог – все силы семьи как раз в эти выходные были брошены на копку картофеля: вы же помните, какие это были годы и на каком продукте в основном тогда выживали семьи. Поэтому его сажали очень много, соответственно, и копать надо было много. Вспомните: под посадку картофеля тогда были распаханы все обочины дороги из Сысерти в сторону Щелкуна – от Воробьевки почти до газокомпрессорной станции. Но это так – экскурс в историю. Так вот, оказалось, что в поход с классом не смогли пойти еще три девочки. И в следующие выходные Андрей Анатольевич повел в поход с ночевкой по тому же маршруту четверых – Алексея и трех девочек. Представляете?!
Младший сын Антон учился двумя классами позже. Теперь уже не помню, какова была тема сочинения, в которой он написал: хочу, чтобы у меня был такой классный руководитель, как у моего старшего брата Лехи.
Все годы, прошедшие с тех времен, читаю в различных средствах массовой информации, в социальных сетях: прошел турслет, заняли призовое место на краеведческой конференции, провели турнир юных геологов, трудились над обустройством родников, сходили в поход, были на сплаве, и снова – сходили в поход… Движущая же сила, вдохновитель, организатор всего этого – тот же Горнов. Более того, недавно героиня одной из моих публикаций призналась мне: пошла учиться на исторический факультет вуза, решила стать учителем истории благодаря урокам А. А. Горнова. Это восхитительно, это удача и счастье, если растущему человеку удается встретить в начале жизненного пути СВОЕГО учителя.
Да и сам Андрей Анатольевич признается, что ему в жизни повезло на учителей. Смотрите, что ни имя, то легенда: в школе № 14 историю ему преподавала В. В. Лобова. В школе № 23 – О. М. Триппель, Л. К. Куваева. Еще чуть не в 5 классе завел себе толстую тетрадь и начал в нее записывать все, что удавалось узнать про историю родного города. Книг про Сысерть тогда еще было мало, про интернет никто и не слыхал. Но были еще живы такие человечищи, сами –кладезь знаний по истории, краеведению, как В. М. Колегов. А еще были музеи, библиотеки. Это современные дети не всегда туда дорогу знают, а во времена детства Андрея Горнова особо стремящиеся к знаниям дети просиживали там часами.
К старшим классам Андрей уже точно знал, что хочет изучать историю и работать с детьми. А тут еще… На практику в УПЦ он записался на деревообработку. Но там что-то не сложилось. И он с одноклассником Алексеем Суриным пошел на практику в …детский сад «Октябренок», по профилю «воспитатель детского сада». Андрею эта роль очень понравилась! Теперь уже на практике убедился: ему нравится работать с детьми. А друг, кстати, Алексей Сурин, все равно потом лестех – лесотехнический институт закончил, и сейчас работает в Сысертском лесничестве.
В 5 классе самых активных, с хорошими оценками детей отправили от района в Чехословакию, в город Домажлице. В советские времена у многих городов и городков Советского Союза были города-побратимы в братских странах, строящих социализм и коммунизм. Вот Домажлице и был городом-побратимом Сысерти.
– В первый раз на самолете, в первый раз жил в палатке в спортивно-туристическом лагере, первый раз путешествовал –было столько нового, столько счастья, столько впечатлений, – вспоминает Андрей Анатольевич.
Может быть, эмоции от того первого путешествия, от жизни в палатке «засели» где-то там, в подкорке головного мозга? Потому что в институте Андрей записался в секцию туризма. И пошло-поехало-поплыло: пешие походы, горные, сплавы, Северный Урал, Кавказ.
Работая учителем истории в школе № 23, начал осваивать местные маршруты, как раз с тем классом, с которого я начала рассказ о нем. А гранатовые и хрустальные копи показал ему тот самый Алексей Сурин, одноклассник. С минералами же познакомился Андрей благодаря дяде по отцовской линии. Тот работал взрывником, месяцами и годами пропадая в геолого-поисковых экспедициях.
– Заявится всегда внезапно к нам домой, – с улыбкой вспоминает мой собеседник, – навезет камней и …подарков, денег у него всегда было много, в экспедициях же их тратить негде. Поживет у нас день-два – и снова мы его год не видим, а то и больше.
– Андрей Анатольевич, если уж мы с вами говорим про историю… Горновы – это же не местная фамилия, полагаю? По крайней мере лично я никого, кроме вас, с такой фамилией не знаю. Хотя вы, как оказалось, здесь родились.
Наверное, и потому, что он историк, успел поговорить Андрей Анатольевич с родными про свои корни. Отцовская семья – из раскулаченных, с Украины. Сначала была Новая Ляля. Потом – Абрамово, Аверино, пос Лечебный. «Все наши могилы в той стороне». – говорит Андрей Анатольевич. Отец уже в Абрамово родился, в тяжелые годы, суровые. Мама, бабушка Андрея, уходила на работу – оставляла младенца в ящике под кроватью, чтобы не вылез, не выпал… Мама же Андрея из местных, из рода сысертских гончаров Харитоновых. «Судьбы очень тяжелые, годы суровые им всем достались», – эти слова не раз произнес мой собеседник, рассказывая про своих родных.
Существует выражение – «учение с увлечением». А как сказать, когда учитель учит с увлечением? Про своих учеников Андрей Анатольевич рассказывает с «огоньком в глазах». Немало их после школы пошло на исторические факультеты разных вузов, в горный институт. Про тех, кто на всю, видимо, жизнь походами «заразился» – отдельное слово. Миша Киселев сейчас научный сотрудник в Институте истории и археологии. Еще имена назову: Владимир и Сергей Синицыны, Миша Малых, Петр Зырянов, Лена Аверкиева, Иван Якушев, Коля Радаев, Александр Федоров – его ученики, имена которых он произносит с удовольствием и гордостью. Да, не все стали историками, как Киселев или Надежда Стрекотина, геологами, как Миша Малых. Но это сплошь увлеченные люди, как он сам.
В 2013 году А. А. Горнову предложили вести направление «туризм и краеведение» в центре внешкольной работы, которое осиротело после того, как тяжело, неизлечимо заболела В. В. Иванова.
Договаривались с Горновым о встрече. Пишет: «Если только сегодня. Завтра – послезавтра курсы, потом уйдем в трехдневный поход».
– Какой поход, Андрей Анатольевич? Там такие морозы обещают… – в телефон смотреть страшно.
– Мы на лыжах планируем пройти 51 километр, так что еще жарко будет. И в лесу не холодно. А ночевать будем в избах.
Самые первые воспитанники турклуба «Рифей», хотя так он стал называться позже, – сейчас уже опытные туристы. Они 6 лет ходят с Горновым в походы выходного дня по местным красотам и достопримечательностям, а теперь уже и в многодневные, в сплавы. Саша Копылов, к примеру, уже школу заканчивает, а без походов жить не может. Или Саша Домбровский. Хотя есть в «Рифее» и второклассники. Прибилась к турклубу Татьяна Андреевна Ожегова, уже далеко – скажем так – не юного возраста, но Андрей Анатольевич всегда с удовольствием подмечает ее в рядах выходящих на маршрут. Почти всегда самая старшая из туристов, но она очень опытная, очень надежная. Жительницы Сысерти Т. Ю. Якушева и Т. Л. Мелентьева – участницы уже категорийных сплавов. Например, по реке Инзер в Башкирии. В последнее время в походы выходного дня стало ходить немало родителей.
– Это меня очень радует, – говорит руководитель. – сами мне маршруты подсказывают, тормошат. Им надо куда-то идти, лазить по скалам, куда-то забираться. Хорошо, когда родители и дети вместе.
Очень часто все время уходящий на выходные из дома муж – причина семейных конфликтов. Осторожно интересуюсь у Андрея Анатольевича этим моментом. Хотя я как-то сама сходила с Горновым в один из походов и видела с ним его дочь Полину. Но другое дело – жена. Напрасно я беспокоилась! Все члены семьи – жена Татьяна Борисовна, дочери Анастасия и Полина – тоже опытные и заядлые туристы. И в составе группы ходили, и свои, семейные походы и сплавы у них бывали. Полина в первый раз «пошла» в поход в возрасте 8 месяцев, в рюкзаке на спине у папы. Сейчас женская часть семьи ходит с ним реже, потому что Анастасия уже выросла, живет и работает в другом городе. Должен же кто-то быть дома, когда она приезжает к родным по выходным!
– Вы уже столько детей, родителей в столько походов сводили! Наверное, все маршруты по многу раз прошли. Не скучно так?
– Каждый раз природа другая, летом – одно, осенью – другое, зимой – третье. Люди в группе другие: они видят что-то в первый раз, восхищаются. Я смотрю их глазами и … тоже восхищаюсь увиденным, как в первый раз вижу. И есть места, которые и я для себя только открываю. Несколько недель назад на Исетские скалы около Каменска – Уральского сходили, до этого там не бывали. Как ни странно, но я не был на Таганае, хотя вроде недалеко.
– Какие новые походы планируете?
– На прошлое лето планировали до Алтая добраться, коронавирус не дал. Сам я бывал на сплаве по Чусовой, а вот детей еще не сводил. Или хотел бы с ними на Конжаковский камень.
– Люди в походах отдыхают, а вы в поход идете на работу. Как же тогда отдыхаете? Если уж на пляже месяц на солнце не лежать, все равно же смена видов деятельности должна быть, говорят.
– Я люблю готовить, а дома жена меня к плите не подпускает, – смеется. – Вот в походах я и отрываюсь. Насчет отпусков особо не фантазирую, но вот, к примеру, Кирилл Казаков, с которым мы вместе работаем, на Эльбрус зовет.
– Опять рюкзак на плечи?!
– Я счастливый человек. Так все сошлось: у меня работа – это как хобби, а хобби – как работа.
Надежда Шаяхова
