В 1981 году «Маяк» выходил тиражом 12150 экземпляров три раза в неделю на 4 полосах. Редактором был К. А. Першин. Но уже весной следующего года его заменил в этой должности А. М. Иванов, который до этого заведовал отделом сельского хозяйства. В результате этих перестановок в штате редакции появилось место… для меня. В следующем году, таким образом, будет 40 лет, как моя жизнь так или иначе связана с «Маяком». Но это так, к слову. В редакции тогда работали также молодые выпускники факультета журналистики УрГУ Л. Шленская и С. Коновалов, а также уже асы газетного дела В. Варфоломеев, А. Сурин, Э. Потапова, Ю. Кадочников, Ю. Мегер. Отпускников часто заменял М. Гвоздюкевич. Надо отметить, что в эти годы выходила и заводская многотиражка, где трудились Н. Мясникова и Л. Рудакова.
80-е годы в стране – это череда похорон престарелых Генеральных секретарей ЦК КПСС – правителей СССР: сначала после 16-летнего правления умер Л. Брежнев, потом запомнившийся антиалкогольной компанией Ю. Андропов, затем ничем не запомнившийся К. Черненко. Наконец, кремлевские деятели партии и правительства, видимо, сами устали от торжественных и пышных похорон на Красной площади, и очередным Генеральным секретарем был выбран относительно молодой М. Горбачев.
Чем запомнились стране эти годы? В 1980 году в Москве прошли летние Олимпийские игры. Умер Владимир Высоцкий. На эстраде появилось новое имя – Алла Пугачева, как оказалось – очень надолго. Рассвет русского рока – «Ария», «Алиса», ДДТ, «Наутилус Помпилиус», «Машина времени», «Аквариум» – помните? Цой уже пел знаменитое «Перемен, мы ждем перемен!». В Афганистане продолжали погибать наши парни. В 1986 году случилась авария на Чернобыльской АЭС. А вы еще помните страшную катастрофу в 1989 году на станции Аша, это совсем недалеко от нас, около Челябинска, когда заживо сгорели люди, в том числе очень много детей, в поездах «Новосибирск – Адлер» и «Адлер – Новосибирск»? В одном поезде люди ехали на юг, в другом возвращались оттуда…
О чем же писал в эти годы «Маяк»? Страна работала над претворением в жизнь положений документа, который назывался «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года». Уже в первом номере газеты за 1981 год сотрудник производственного управления сельского хозяйства Облисполкома А. Демченко рассказывает о том, каким скоро будет поселок Октябрьский. «К существующим постройкам добавится спортивный комплекс с плавательным бассейном, новый Дом культуры… В здании нынешнего дома культуры разместятся Дом пионеров и сельская музыкальная школа. … Большинство жителей поселка будут жить в многоквартирных домах. А для того, чтобы жители могли содержать личное хозяйство, предусматривается строительство нескольких групповых секционных сараев для содержания скота». Вот так: страна думала и о пионерах, и о рабочих совхоза, и об их коровах и свиньях. Но что-то пошло в те годы не так, и спортивного комплекса с плавательным бассейном в Октябрьском нет и по сей день. Кстати, такие же комплексы с бассейном планировали строить и в Кашино, и в Щелкуне. Планировали…
Этой весной на больших баннерах с портретами немногих еще живых участников войны внимательные жители Сысерти могли видеть портрет В. М. Шмакова. Так вот, в номере от 21 февраля 1981 года «Маяк» публиковал о Василие Матвеевиче очерк, который назывался «В 19 неполных лет». Шмаков в войну почти дошел до Берлина. «Почти» – потому что 5 мая 1945 года он был ранен в седьмой раз за войну, таким образом чуть не дошагав до фашистского логова. А в 1981 году В. М. Шмаков работал строителем, строил дома в Сысерти.
Кто знает, почему микрорайон «Новый» так называется? Да потому что он и впрямь новый. Строить его начинали как раз в 1981 году. В последнем февральском номере «Маяка» за этот год пишется: «В северо-западной части Сысерти идет строительство будущего поселка завода по изготовлению и ремонту технологического оборудования. Там должно вырасти шесть многоэтажных домов, шестнадцать коттеджей, детского комбината и профтехучилища на 720 мест». Дома построили, а до училища у города руки не дошли…
А вот фоторепортаж о проводах русской зимы: сплошные кони! Запряженные в сани тройки, кони в спортивных колясках, под всадниками в седле. Эх, где вы теперь, кони?!
Обратила внимание, перелистывая подшивку за этот год, на статью «Какой будет Сысерть» в одном из октябрьских номеров. Смотрели вперед аж на 20 лет! До 2010 года в Сысерти должны были произойти грандиозные перемены. Все предприятия, которые были у реки – электротехнический завод, мебельная и швейная фабрики должны были быть перенесены в северную часть Сысерти. Санаторий «Урал» должен быть перенесен на территорию санатория «Луч». На месте корпуса №5 хотели построить новый Дом пионеров, музыкальную школу. На месте пионерлагеря «Спутник» должны были обустроить детский парк. А спортивный парк должен был быть даже с яхтклубом. Бульвары, парки, сады, огромная зона отдыха в парке «Лебяжий»… Интересно: не случись перестройка в 1986 году и развал страны в 1991 – какой бы теперь была Сысерть? Каким бы был район?
В октябре 1981 года газета отметила свое 50-летие. А вот еще дата: в декабре 1982 года исполнилось 60 лет со дня образования СССР. И тогда все еще были единой огромной страной: Украина, Литва, Грузия, Таджикистан… – всего 15 союзных республик во главе с Россией. Хотя и не скажешь «во главе» – все республики считались равноправными.
Давайте перелистаем подшивку за 1986 год – именно в этот год началась так называемая перестройка. Возьмем номер за 17 июня. О чем писала газета ровно 35 лет назад? На первой полосе – большой материал о том, что в районе гостила делегация из Домажлицкого района Чехословакии. Наши города – Сысерть и Домажлице – были побратимами, дружили, ездили друг к другу в гости. На первой же полосе большая информация о том, как в районе идет заготовка кормов. Как коровы на фермах района изо дня в день дают все больше и больше молока. И в то же время, в Сысерти, для того, чтобы купить молоко, в единственный молочный магазин надо было часами стоять в очереди. Но об этом в газете не писали.
На третьей полосе – тематическая страница «Молодой ленинец», рассказывающая о жизни молодежи. «Какая музыка звучит?» – материал под таким названием рассказывает о том, что одним из самых популярных форм досуга у молодежи является дискотека. Но комитеты комсомола очень слабо контролируют то, какая музыка звучит на дискотеках, какие песни исполняют местные вокально – инструментальные ансамбли. В итоге специальная комиссия не аттестовала ВИА и дискотеку Арамильского завода пластмасс, Щелкунского совхоза, Бобровского изоляционного завода, Двуреченского и Патрушевского ДК. «Не лишне напомнить, – пишет автор, методист отдела культуры райисполкома О. Подсосова, – что не аттестованные отделом культуры коллективы не имеют права на публичные выступления». Вот так! У советской власти не забалуешь! Кстати, строгая цензура была и за районными газетами. Существовал целый список того, о чем нельзя писать. Например, что осенью на колхозных полях картофель убирают солдаты. Какие солдаты?! Нельзя раскрывать врагу места дислокации воинских частей! Но, кстати, в этом списке не было пункта о том, что нельзя критиковать местные власти.
О, смотрите, какое интересное Постановление Совета Министров СССР опубликовал «Маяк» 11 декабря! «Совет Министров СССР постановил перенести день отдыха с воскресенья 4 января на пятницу, 2 января 1987 года». А 3 января, товарищи, на работу!
Надежда Шаяхова