О японской чистоплотности наслышаны многие. Трудно поверить, что еще полвека назад тут никого не смущали кучи мусора под ногами. Законы, регулирующие утилизацию отходов и уборку улиц, начали появляться только в девяностых годах. Япония оказалась в плачевном экологическом состоянии после внезапного «экономического чуда» и последовавшего за ним бума в производстве и потреблении.
До сих пор государство ежегодно выделяет из бюджета огромные суммы для разработки новых и более эффективных мер по утилизации отходов. Это неудивительно: на совсем небольшой островной территории живет более 125 миллионов человек. Во многом именно по этой причине японцы уже давно разработали систему сортировки и утилизации мусора, а также придумали особую «безотходную» философию.
Вывоз мусора финансирует государственный бюджет, спонсируя местного оператора, который выбирается на конкурсной основе. В итоге бизнес по переработке почти бесплатно получает сырье.
Также, государство платит населению за сбор отдельного мусора. Иногда жильцы объединяются в кооперативы по району, собирают определенные отходы (бумагу, стекло и т. д.) и предоставляют их для вывоза в определенное время. Транспортные компании доставляют сырье сразу на переработку, а население получает вознаграждение.
Не отстает Япония и в сфере образования. Государство финансирует просветительные мероприятия и проекты, наглядно демонстрирует, что можно получить путем переработки.
Разделение мусора в Японии может немного меняться в разных муниципалитетах, но чаще всего отходы делят на четыре категории. Для каждой свой бак: несгораемый, сгораемый, перерабатываемый и крупногабаритный. Для каждого вида пакеты определенного цвета и объема. Отличия в округах незначительные. Где-то достаточно просто собирать пластиковые бутылки отдельно, а где-то просят отрывать этикетку и снимать крышку.
За тем, чтобы все было рассортировано правильно, следят рабочие, обслуживающие мусоровоз. Машина по сбору мусора приезжает в определенные часы. К этому времени жители выносят свои мешки, а поскольку они прозрачные, рабочие могут проследить, верно ли рассортированы отходы. Если есть нарушения – пакеты не принимают. Мусоровоз приезжает не только в определенные часы, но и в определенные дни. Каждый вид отходов вывозят из домов в свой день недели, установленный муниципалитетом. Так, например, дважды в неделю забирают сжигаемые отходы, а бумагу лишь раз в две недели. А вот если вы вынесете и оставите мусор в неположенное время, это чревато штрафом. Не оплатить штраф – мусор перестанут вывозить из дома. А складирование мусора приведет к новым санкциям для населения. Поэтому нарушителей стараются вычислить как можно быстрее. Так один нерадивый жилец может подставить всех своих соседей.
День для вывоза крупногабаритных вещей обычно назначается отдельно: жители звонят в компанию по сбору мусора и делают заявку, там им сообщают, когда за мебелью приедет мусоровоз. Именно за мебелью, потому что бытовая техника к крупногабаритному мусору не относится. За ее утилизацию нужно платить отдельно.
Утилизация бытовой техники дает стране более 1 млн тонн железа и 50 тысяч тонн цветных металла в год. Попытки выбросить ненужную технику и электронику без оплаты приведет к штрафам в несколько сотен долларов.
Чтобы гости страны тоже соблюдали правила раздельного сбора, японцы установили на улицах особые урны: отверстия в них сделаны так, чтобы ничего кроме того, для чего они предназначены, туда не входило. Для того, чтобы было понятно, к какой категории отходов относится тот или иной мусор, на всех упаковках товаров есть маркировка. Например, на йогурте указано, что крышку нужно выбрасывать в пластиковый мусор, а стаканчик — в сгораемые отходы.
В сгораемые отходы попадает очень многое. Для сжигания здесь применяется самая современная технология – плазменная газификация. От 30 тонн мусора в итоге остается 6 тонн пепла, который затем очищается и используется в строительстве. При этом завод не только уничтожает мусор, но и вырабатывает электроэнергию, которой снабжают городские дома, бани, бассейны.


Мусорозаводы находятся в непосредственной близости от жилых кварталов. Немало их и в самых оживленных центральных частях Токио. Японцам жить в непосредственной близости от них не очень нравится, поэтому государству приходится тратить немало средств на положительный пиар. Чиновники даже пригласили венского художника Фриденсрайха Хундертвассера спроектировать мусоросжигательный завод в Осаке. Получилась настоящая архитектурная достопримечательность. Снаружи он напоминает развлекательный комплекс, а внутри украшен картинами художника. Возле мусороперерабатывающих заводов разбивают парки и скверы, а на сами предприятия водят экскурсии.


Шлак, образующийся при сжигании мусора, используют в строительстве. Его прессуют в огромные брикеты, из которых потом строят здания и даже целые острова. Самый известный из них – Искусственный остров Одайба в Токиойском заливе, известный футуристической архитектурой, самым высоким в мире колесом обозрения и головными офисами большинства крупных компаний, насыпан именно из индустриального мусора. Это не мешает ему быть одним из самых престижных районов Токио. Поблизости еще один элитный «мусорный» остров – Тэннодзу.
Искусственные острова насыпают не только под элитное жилье и парки, но и, например, специально под металлургические заводы или аэропорты в океане, подальше от жилых зон. К примеру, международный аэропорт Тюбу в Нагое.
Не весь мусор идет на сжигание – часть перерабатывается. К примеру, стекло. Стеклянную тару часто можно вернуть в магазин, где вы ее купили, или же выставить как перерабатываемый мусор в специальной корзинке. Большая доля переработанного стекла превращается в строительные материалы. Это очень быстро растущий рынок в Японии. С недавних пор нашлось применение и мельчайшей стеклянной пыли, которая оставалась после процесса переработки. Ее используют для облицовки стен, а также для производства придорожных ограждений. Таким образом отходы от переработки стекла японцы смогли довести практически до нуля. В Токио есть целая улица Йоцумата, вымощенная из 500 000 переработанных стеклянных бутылок.
Всю пластмассу, кроме пластиковых бутылок – они собираются отдельно – нужно мыть и складывать в прозрачный пакет. Все должно быть чистым, чтобы на выходе получилось качественное вторичное сырье.
Из пластиковых бутылок получается наиболее качественный вторичный пластик, именно поэтому их сортируют отдельно. В будущем бутылки превращаются в школьные спортивные формы, рабочую спецодежду, ковры, напольные покрытия, канцелярские товары или снова в бутылки. На школьных формах процент содержания переработанного пластика гордо указывается прямо на спине.
По статистике, среднестатистический японец ежедневно производит около килограмма мусора. Осознав, что все переработать невозможно, японцы решили брать пример с других стран и внедрять программу «нулевых отходов». Суть ее в том, чтобы максимально сократить не только отходы, но и вообще используемые материалы. В обществе распространили идею «Не выкидывай, пока не использовал полностью», а также идею полного отказа от одноразовых товаров.
Правда, японцы любят, когда каждый товар, каждый продукт упакован в индивидуальную коробочку или пакетик. Из-за этой особенности в Японии ежегодно используется около 30 млрд пакетов. Правительство страны начало пропаганду их экономного использования: теперь в магазинах не дают пакет по умолчанию, а сначала спрашивают, нужен ли он покупателю.
Обычно на упаковках всех товарах и продуктов есть специальная маркировка, которая помогает определиться, куда именно его выбрасывать. Часто маркировок сразу несколько, с описанием, как разобрать и что куда положить. Например, съел йогурт – крышку в «пластик», а сам стакан – в «сгораемые».
Может показаться, что почти все можно отправлять в «сгораемые», но это не так. Даже конфетные обертки чаще всего нужно выбрасывать в пластик (если есть пометка), а ненужные бумаги – в макулатуру. Правда, нужно обязательно снимать все металлические скрепки.
Пищевые отходы тоже принято собирать отдельно в органический мусор, но на деле это требуют в основном от общепитов, которые вырабатывают их в большом количестве. Из них потом получают органические удобрения или биотопливо. На биотопливе из переработанного кухонного масло ездят городские автобусы и мусоровозы. Дома можно просто помыть жирную сковородку и выбросить шкурку от банана в сгораемый мусор.
Несгораемое – обычно то, что и сжечь нельзя, и переработать не получится: аэрозоли, батарейки, банки из-под крема или масла, мелкая бытовая техника типа фенов и миксеров, старая посуда, кастрюли, ножи, зажигалки, лампочки. Все нужно складывать в прозрачный пакет, а на аэрозолях или острых предметах обязательно делать крупную надпись «Опасно!». Список длинный и немного различается от города к городу. Несгораемый мусор обычно захоранивают, часто не в Японии, а где-нибудь у менее богатых и гордых соседей (например, на Филиппинах). На экспорт отправляют самый токсичный и опасный мусор.
Япония – третья страна в мире по объемам потребления бумаги (после Китая и США). Помимо бесчисленных слоев бумажных упаковок японцы еще и очень любят читать газеты и всякие комиксы. Практически каждый подписан на какое-нибудь ежедневное издание, а это уже гора макулатуры за неделю. Все это аккуратно складывается в стопочку и перевязывается. Картон сортируется отдельно. Около 80% использованной бумаги японцы сдают обратно на переработку. Однако перерабатывается лишь 63%, остальное сжигается.
Иногда на остановках можно встретить довольно массивные скамейки, сделанные из переработанных автобусных билетиков.
В отдельной категории находятся бумажные упаковки из-под молока или сока. Их нужно тщательно вымыть, высушить, разрезать по сгибам и тоже сложить в аккуратную стопку.
Также любую ткань, перед утилизацией, избавляют от лишних элементов, пуговиц и сортируют по виду ткани. Хлопок, шелк, синтетику и прочее – отдельно.
Практически полностью перерабатываются также и алюминиевые и жестяные банки. Тут один из самых высоких показателей в мире – 93,4%, при этом 63% превращаются снова в банки.
Чтобы уменьшить издержки от транспортировки и не катать мусор через весь город, практически в каждом квартале построили небольшую сортировочную станцию. Сюда свозится весь мусор из соседних домов, где он прессуется в брикеты, при этом объем мусора уменьшается в десятки раз. И потом только он транспортируется на перерабатывающие или сжигающие станции.
Не оставили японцы без внимания даже канализационные отходы. Они тоже после обработки идут на производство биотоплива и удобрений. Твердые (неорганические) канализационные отходы составляют примерно 20%, и их используют для производства цемента.
Здесь уровень переработки отходов достиг показателя в 90% и лишь 5% подлежат захоронению. Все что невозможно переработать сжигают, а полигоны стремятся сократить до минимума.
Полигонов немного, но территорий свободных очень мало, и стоит вопрос о том, как сократить полигоны еще сильнее. Ведется активная борьба с несанкционированными выбросами. Юридическим лицам грозит за это штраф в 212 миллионов рублей, в переводе на российский курс, а физическим – до 7 миллионов рублей (самое крупное наказание) и возможное лишение свободы до 5 лет. Но нарушения случаются.
Япония – одна из стран, которая максимально близка к победе над мусором, хотя сами японцы считают, что их показатели в области переработки и утилизации неудовлетворительны. Их амбициозные планы – сократить отходы до нуля.
Подготовила Ирина Летемина
