Семья Приваловых из Двуреченска продолжает экспедицию вдоль европейских границ России. Они выехали из Екатеринбурга 5 апреля и в настоящее время добрались до Кабардино-Балкарии.
В Дагестане их догнала майская зима.
– Снегопад ночью разошелся не на шутку, температура опустилась до -7. Переживали, что дизтоплива может не хватить в отопителе. Подтопим и выключаем. Спали в куртках, укрывшись двумя одеялами. К обеду температура поднялась до +3 градусов, небо без единого облачка. Не верилось, что через сутки снег растает, как уверяли местные жители, – пишет Юрий Привалов на своей страничке ВКонтакте.
Дагестан – горный регион. Гору Шалбуздаг местные считают святой горой, у нее красивый природный мир. Эта возвышенность одна из самых популярных в регионе и одна из самых высоких гор Восточного Кавказа.
Базардюзю – вершина Водораздельного хребта Большого Кавказа на границе Азербайджана и России (Дагестан, возле села Куруш). Высота вершины составляет 4466 метров.
За горой Азербайджан. Поэтому время от времени проверяют паспорта и разрешение на въезд в пограничную зону.
– «Помощь нужна?» – такие слова слышу очень часто. Стоит остановиться, как обязательно кто-нибудь притормозит или подойдет, – делится Юрий Петрович.
Особенности Дагестана, которые бросились в глаза нашим путешественникам: большое количество заправок и моек самообслуживания. Много «Жигулей» гоняет по дорогам, многие машины ездят на газу. За исключением крупных точек здесь принят расчет наличными или перечислением через телефон. Напрямую по банковской карте через терминал обычно не расплачиваются.
22 мая по дороге в село Ахты сварили обед. Это был день памяти Святителя Николая Чудотворца, покровителя путешествующих.
Остановились в селе Хив на стоянке. Асфальтированная дорога поднимается вверх вдоль течения реки Чирагчай. Местами скалы нависают прямо над дорогой.
В селе Рича делается монумент в память об участниках героической обороны аула от татаро-монгольских завоевателей в 1239 году. За селом асфальт кончился. Дальше дорога хуже и хуже. Один брод, другой.
Чираг открылся разрушенными старыми домами на скалах. Узенький мостик, ровно в ширину колеи машины, но прицеп не вписывается из-за поворота на мостик. УАЗик с трудом развернулся и ниже по течению переправился вброд.
Заморосил дождик. Несколько раз ходил водителю приходится пешком отправляться на разведку, чтобы удостовериться, что можно проехать. Ни навстречу, ни попутно не проехало ни одной машины за все время. Узкая дорога на подъем потребовала подключения пониженной передачи, что сказалось на расходе бензина.
В какой-то момент оказалось, что карабкаться дальше некуда, дорога пошла под уклон. Это перевал. Высота 2625 метров. Дождь усиливается. Спускаться вниз по раскисшей грунтовке и бегущим ручьям рискованно, но и оставаться на перевале не менее рискованно. Если выпадет снег, опять придется ждать, когда растает и просохнет. До ближайшего села Хосрега 12 км.
Спуск был таким: пешая разведка метров 500 под дождем и ветром, а потом на первой пониженной вниз. Высота постепенно уменьшается. Последние километры перед селом дорога так раскисла, что стало подтаскивать из стороны в сторону, благо, что спуск стал положе.
На окраине памятник жителям села, которые 270 лет назад первыми приняли на себя удар полчищ Надыр-шаха по Дагестану.
Где местные все знают, туристам приходится разгадывать:
– Спросил про заправку у парней в проезжающей машине. На заправке сказали, что в селе ремонт трассы идет, поэтому объезд по селу. Никаких указателей. Сворачиваем не туда. Парни издалека машут руками, что не туда, но делать нечего, задом не выехать. Как в цирке эквилибрист на проволоке, так и я разворачиваюсь, затем с поворота, как удав заползаю в щель между двумя домами, – делится Ю. П. Привалов. – У-фф! Однако выдыхать было рано. Через сто метров новое испытание. Крутой спуск с разворотом внизу и крутым подъемом, с поворотом на 180° на середине. Словами не описать, как заезжал, но с помощью местных аксакалов, которые контролировали, чтобы колеса прицепа не ушли с обрыва и помощью Бога, которому молилась жена, мы сделали это. Дождь усилился, надо пристраиваться на ночлег. На территории неработающего асфальтового завода в двух километрах от села остановились по согласованию с охранником Маликом. Дождь идет не переставая, +5. Добавкой к вечерней трапезе стал свежеприготовленный сыр, которым нас угостил Малик. Подтопили, утеплились, ночь обещают холодную. Интернета нет, но связь Билайн и МТС была практически везде, и даже на перевале.
Село Кумух. Здесь встретили детей, которые шли под дождем на последний школьный звонок.
Следующая ночевка на небольшой площадке возле поста на въезде в село Тлох. С одной стороны – нависающая скала, с другой – обрыв в реку.
– Дорогу из Ботлиха в Чечню улучшили в прошлом году, частично уложили асфальт. Изменили траекторию серпантинных поворотов, в связи с чем навигатор сходит с ума и постоянно спокойным голосом предлагает повернуть, то в сторону обрыва, то в сторону нависающей скалы, – пишет Юрий ВКонтакте. – Представляю, какая дорога была до реконструкции. На крутом сыром затяжном грунтовом подъеме машина взвыла и потеряла ход, успеваю нажать на ножной тормоз, добавляю ручник, до меня доходит, что выскочила пониженная передача. Задачка из курса автошколы: тронуться с места на подъеме, с небольшим усложнением для пенсионеров: груженая машина с груженым прицепом на мокрой дороге.
Преодолели. Затем регистрация на посту полиции. Озеро Кезенойам с бирюзовой водой. Еще один перевал и пошел спуск в Чечню. Первое чеченское село Харачой.
Сейчас наши земляки изнывают от жары +32 в селе Прохладном Кабардино-Балкарии. Оставили у знакомых прицеп и путешествуют радиально. Уже побывали в Безенгах и Верхней Балкарии (это юг Кабардино Балкарии). Дороги горные, в основном асфальт, но серпантин уже снится по ночам, признается водитель. Без прицепа и на облегченной машине, намного легче рулить.
Мы будем следить за дальнейшим путешествием.