Социальная забота о нуждающихся в России имеет богатую историю. Первые предпосылки уходят в 14-15 века, когда помощь людям в основном оказывали церкви и монастыри. В 17 веке по царскому указу стали создаваться первые учреждения, где нуждающиеся могли получить пособия, пенсии и земельные наделы. Петр Первый издал Указ об учреждении во всех губерниях госпиталей для тех, кто не мог работать по состоянию здоровья. Благотворительные дела Петра продолжила Екатерина Вторая… И так можно продолжать до наших дней. Нет, давайте остановимся в конце прошлого века: ассоциацией работников социальных служб было предложение учредить 8 июня, в исторический день образования первой богадельни, профессиональный праздник, который будет напоминать о значимости социальных мероприятий для общества и государства. Вот так и появился новый, очень благородный праздник – День социального работника, который ведет свой отсчет с 2000 года.
В народе говорят – от сумы да от тюрьмы не зарекайся. А я бы добавила: от одинокой, больной, немощной старости – тоже. И еще неизвестно, что страшнее. Когда мы молоды, сильны, здоровы, мы не думаем о старости, о невостребованности, о немощи. Да это, наверное, и правильно: об этом ли думать, когда надо работать, зарабатывать, строить карьеру и дом, растить детей, учить их, «ставить на ноги»… Мысли об ЭТОМ накрывают после выхода на пенсию: дети выросли и ушли из дома, на работе ты уже не нужен, государство отблагодарило тебя за 30-40-50 лет работы унизительной пенсией, здоровье – как в поговорке: «Поздно пить боржоми, если почки уже отвалились». Что дальше? Хорошо, если твои годы «дожития» – есть такой официальный термин – пройдут рядом с родными людьми – детьми, внуками. Хотя тут ведь тоже двояко: тебе хорошо, а им? К сожалению, часто пожилые люди бывают капризны и привередливы. А если еще и здоровья нет…
На попечении Южного отделения социального обслуживания на дому – 116 человек. Это одинокие пожилые люди, инвалиды. Есть и 91-летняя женщина, и 94-летняя. В такие годы, как бы ни были крепки физически и морально люди, как бы не старались «держаться», а возраст берет свое. Как люди становятся одинокими – это отдельное повествование. У большинства дети уехали жить в город. А старикам, всю жизнь прожившим в деревне, в городе ведь жить некомфортно. Хотят доживать здесь, в родном доме. Выходить по утрам в огород, на улицу. Хоть редко, но видеть лица односельчан, среди которых вся жизнь прошла. Кто-то не хочет своими проблемами родных «грузить». По-разному, в общем.
– Никто не обращается в социальную службу, пока сам может: принести воду, дрова, печь разжечь, приготовить себе еду, дома прибраться, – рассказывает заведующая отделением Т. А. Удинцева. – Только когда уж совсем невмоготу становится… Одна из задач нашей службы – выявлять таких людей. И помогать им не только физически – дрова, вода, уборка, доставка продуктов – это естественно, но и морально поддерживать их. Порой даже просто поговорить по душам с человеком важнее, чем, допустим, продукты принести. Но наши социальные работники делают то и другое. Специалист по социальной работе Екатерина Сергеевна Назарова помогает оформлять инвалидность, консультирует по мерам поддержки. Многие наши подопечные с удовольствием отдыхают в реабилитационном центре – в Двуреченске у нас такой свой есть. Туда можно попасть по медицинским показаниям, вот мы и помогаем им оформляться.
Социальных работников, о которых говорила Татьяна Анатольевна, на территории Южной сельской администрации 7 человек – в каждом населенном пункте. В Абрамове, например, это Наталья Исмагиловна Сайтгалина, которая работает в этой такой нужной людям профессии уже 10 лет, и стала для своих 18 подопечных почти родным человеком.
– Да многие так и говорят, – рассказывает Т. А. Удинцева, – что социальные работники – ближе, чем дети. Потому что они всегда рядом.
Н. А. Костарева работает в Щелкуне. Она тоже одна из самых опытных работников, обслуживает 17 человек.
Готовясь к подготовке этого материала, вычитала в интернете, что обязательными личностными качествами социальных работников должны быть великодушие, толерантность, самоконтроль, стрессоустойчивость, честность, отсутствие жадности и брезгливости. А Татьяна Анатольевна в нашем разговоре не раз сказала о душе – большой, открытой. А еще социальный работник должен разбираться в …телефоне. И объяснять своим подопечным про звонки мошенников всяких. Разъяснять, что не надо пускать в дом торговцев-коробейников с «чудодейственными» аппаратами для лечения всех болезней. И так далее, далее, далее…
Много дополнительных «далее» прибавил соцработникам коронавирус, начиная от вакцинации себя и подшефных, заканчивая доставкой продуктовых наборов. Многие старики не выдержали испытания вирусом… Сейчас ситуация в этом отношении стабилизировалась.
Но вот опять же: попробуй, объясни пожилому человеку, почему вдруг так выросли в цене продукты. Расстраиваются, сердятся, бывает, в том числе и на соцработника. Подорожали продукты в магазине, а виноват – кто принес их, то есть соцработники. Но сейчас все живут в предвкушении, радостном ожидании: Президент пенсию всем увеличил с 1 июня на 10 процентов. Посчитать – копейки по нынешним ценам и жизни нашей. Но много ли нашим неизбалованным людям надо для счастья?
На территории Южной администрации проживает более 1700 пенсионеров. Забота об их физической бодрости и душевном здоровье тоже возложена на работников социальной службы в том числе, в частности, на Е. С. Назарову, о которой мы уже немного сказали. Новоипатовский клуб «Добродеюшки», клуб «Здоровье» в Щелкуне и даже поэтическое объединение «Вдохновение» здесь же. Скандинавская ходьба, поездки на горячие источники, в театры, участие в турслетах, в различных спартакиадах, фестивалях, КВН-ах, учеба на компьютерных курсах – это все о том, как отодвинуть на подальше немощь и нездоровье. Сохранить в душе умение радоваться жизни.
Надежда Шаяхова