Надежда была последним, пятым ребенком в семье. Поэтому когда в 1961 году семья из родной Кировской области перебралась в Свердловскую, с родителями оставались еще Галя, Геннадий и она – самая маленькая. А старшие разъехались – на Украину, в Армению. Те годы, 60-е прошлого века, были годами «великого исхода» населения одних из самых бедных регионов страны, в том числе Кировской области, Удмуртии, поближе к крупным промышленным городам. Где требовались рабочие руки, а значит, была зарплата. А в деревнях названных областей колхозники все еще работали за трудодни, им не выдавали даже паспорта, чтобы они не могли уехать. Уезжали правдами и неправдами. Покидали свои деревни по ночам, обмотав копыта лошадей тряпками, чтобы никто не услышал – это мне, например, удмурты, проживающие теперь в Патрушах, рассказывали. Ну, это так, чтобы вспомнить историю.
Вот и оказывались семьи разбросанными по всему великому Советскому Союзу. И до сих пор немало родственников Надежды Сергеевны там, на Украине, – и по ее линии, и мужа.
Жили в Кашино, в небольшом домике, купленном родителями. В нем росла Надежда, в нем живет и сейчас. Правда, он теперь – со всеми «городскими» удобствами. Тут пристрой добавили, там веранду построили – места хватает и гостям, и внукам – их у Надежды Сергеевны трое. Уже и правнучка есть.
Но вернемся в годы юности нашей героини. После окончания 8 класса пошла учиться в ГПТУ на Химмаше. Надо было скорей получать профессию и самой начинать зарабатывать на жизнь. «Бедненько жили, – вспоминает она. – Отец вернулся с войны инвалидом – какой из него работник?» Выучилась на штукатура-маляра. А тут любовь случилась: Виктор, родом из Челябинска, служил в Свердловске. Он отслужил, Надежде как раз исполнилось 18 лет. Поженились и уехали на родину мужа. Но семейная жизнь не сложилась. Надежда вернулась домой и поступила на работу в Сысертское строительное управление. Это был 1970 год. Запомните эту дату, ибо именно с нее и до самого выхода на пенсию жизнь и работа Надежды Сергеевны Бориславской были связаны с Сысертью, со строительством. Сначала просто штукатур-маляр, потом прораб, затем начальник участка, и, наконец, с 1990 по 2005 год – начальник Сысертского строительного управления.
– В Сысерти очень многое, почти все было построено нашим предприятием, – рассказывает моя собеседница. – Кроме желтых домов, таких, как №№ 28, 30, 32, 34 по улице Коммуны, двух-трехэтажек в квартале К. Либкнехта – Р. Люксембург – Трактовая. Мы не строили школу № 23 и девятиэтажки в центре. А все пятиэтажки, детские сады – все наше. Район «Африка» вместе с главным зданием фарфорового завода…
– Вы помните первый «свой» объект?
– Конечно! Это был главный учебный корпус технического училища № 5 на Воробьевке (теперь техникум «Родник»).
Уже через четыре года штукатур-маляр Н. С. Коротких (ее девичья фамилия) «За успехи, достигнутые в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых социалистических обязательств», – говорилось в Постановлении Президиума Верховного Совета СССР, была награждена орденом «Знак Почета».
Училась заочно в техникуме. Была на 3 курсе, когда на нее возложили обязанности прораба. В это время строили «военный» дом – № 70 по К. Либкнехта. Потом «строительный» – № 58 по Р. Люксембург (в народе эти дома так до сих пор и называют). Начали возводить здание конторы стройуправления – в нем сейчас прокуратура. Да что там – сейчас перечислю объекты, которые, например, в 1974 году возводило наше стройуправление: центральная районная больница, 96-квартирный дом «для бюджетников», банно-прачечный комбинат, здание суда, магазин на 12 рабочих мест, автозаправочная станция, кооперативный дом, лечебный корпус профилактория «Уральские самоцветы», корпуса птицеплемзавода в Кашино, механосборочный цех Уралгидромаша, эксплуатационная база газового хозяйства… Чувствуете размах?! И так – дальше, так – каждый год. 60-е – 80-е годы прошлого века считаются годами самого бурного строительства в нашем городе.
– Мне очень нравилось строить детские сады, – говорит Надежда Сергеевна, ставшая начальником участка как раз когда возводили детский сад в микрорайоне «Новый». – Дома – они же однотипные. А каждый детский сад – как игрушечка. Еще благоустройство на территории сделаем, все эти песочницы, веранды, качели, скамеечки, кусты, клумбы. И вот он, момент сдачи объекта – воздушные шары, цветы, детишки со стишками… – душа поет.
«Детская тема» для Надежды в это время была уже очень актуальной. Рос сын Станислав. Он всегда был послушным, хорошо учился в школе, про таких говорят – беспроблемный. Потом также было в пожарном училище, в академии… Да его ведь знают многие жители Сысерти: Станислав Коротких долго работал в пожарной части. Достиг пенсионного возраста, уже даже молодой дедушка, но остается внимательным, любящим сыном и продолжает работать по профессии.
В тяжелейшие годы стала она начальником стройуправления. 1990 год. Вспомните каждый, как мы жили тогда. В стране все уже разваливалось. Правительство начинает вводить талоны на приобретение самых необходимых товаров и продуктов. В газете «Маяк» опубликовано интервью с директором Сысертского хлебокомбината «Талонов на хлеб не будет», но через некоторое время и хлеб мы уже покупали по талонам. Это снова, чтобы вспомнить историю.
Районное руководство бьется над темой строительства в Сысерти хотя бы одной школы. Решение приняли, деньги нашли, школу в микрорайоне «Новый» на 1200 мест с бассейном и огромным спорткомплексом должно было строить, конечно же, Сысертское стройуправление. Увы… Это та самая школа (Сысертская школа №1) которую потом построили через 25 лет и возвели в конечном итоге в усеченном варианте. Но не потому, что стройуправление плохо работало – просто не стало финансирования, просто пришли «лихие 90-е», годы разрухи всего и вся.
Стройуправление держалось, хватались за любую работу.
– Я так благодарна главе администрации Александру Ивановичу Рощупкину, – рассказывает Надежда Сергеевна. – Он прилагал немало усилий, чтобы сохранить стройуправление, находил нам работу, в основном ремонты объектов.
А признанием того, что даже в эти непростые годы сысертские строители продолжали «держать марку», стало награждение Н. С. Бориславской в 1999 году Государственным знаком «Почетный строитель России».
Сколько фильмов снято, сколько книг написано на тему о том, что женщина-руководитель часто не может устроить счастливо свою личную жизнь. Семья или карьера? – такой выбор стоит почти всегда почти перед каждой успешной женщиной. Вот и Надежда встретила свою судьбу уже далеко за 30. Судьбу звали Жора, фамилия у него была очень красивая, совсем не местная – Бориславский. Прожили душа-в-душу 31 год. Любили путешествовать: ездили, летали по миру. Жоры уже 8 лет как нет. Но Надежда Сергеевна не сдается, не сидит дома, обманывая себя: мол, лучший отдых – это огород. А он у нее немаленький, все, чему надо расти в огороде, – все есть. Но находит время, чтобы с приятельницей, тоже оставшейся уже без мужа, слетать на море.
…Все, кто приезжает к ней в гости – бывшие коллеги, бывшие начальники – удивляются: как? Ты была начальником стройуправления и не построила, не отгрохала себе коттедж? Живешь в родительском доме? Не построила вот. Как не отгрохал себе коттедж бывший первый секретарь райкома партии, по сути руководитель района на протяжении двух десятков лет В. А. Шилин. Как не отгрохали коттеджи директор Уралгидромаша И. П. Романенко и директор госплемптицезавода Г. П. Грачева. Зато оставили они добрую память о себе в умах и сердцах людей. Это я опять про историю.
Надежда Сергеевна Бориславская строила Сысерть. Мало найдется в городе объектов, которых бы не коснулись ее руки, ее душа. А она, между прочим, даже не «Почетный житель города Сысерти». Уж кому, как не ей?..
В следующее воскресенье, 14 августа, – День строителя. По просьбе Надежды Сергеевны поздравляю всех строителей – ее коллег, всех тех, с кем она работала, с наступающим профессиональным праздником. Здоровья вам и благополучия. А от имени жителей Сысерти говорю вам: спасибо за город!
Надежда Шаяхова