1 C
Сысерть
Суббота, 23 ноября, 2024

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойОбществоТкач и гончар

Ткач и гончар

Публикация:

Наталья Гилева

Леонид и Наталья Гилевы

Шла в дом ремесел «Живинка в деле» к Наталье Гилевой и уже представляла, как я начну эту зарисовку про ее семью. Мол, Наташа в детстве обожала шить и вязать, а уроки домоводства в школе были самые любимые. Леня же еще мальчишкой из обыкновенной густой грязи лепил что-то только ему известное, и руки у него были в вечных «цыпках». И бабушка мазала ему руки сметаной… Напридумывала! Нафантазировала! На самом деле все оказалось совсем не так.

– Бабуля, сколько ее помню, – вышивала, крючком вязала, шила. Всем внукам по самодельному ковру подарила, – рассказывает Наталья. – Мама ничем таким особенно не занималась. Прямо сказать – она не любитель всего этого. Я полжизни в бухгалтерии просидела, потом в продавцах. Никогда особо рукодельем не занималась и, главное, желания не было. Леонид же по жизни строитель. Его еще пацаном отец взял к себе в строительную бригаду и научил всему. Вообще у Лени руки откуда надо растут, – говорит она про своего мужа. – Он и стекло резал в свое время, и из дерева может что угодно сделать, и с металлом общий язык находит.

А теперь супруги Наталья и Леонид Гилевы – лучшие в районе ткач и гончар, известные в области и за ее пределами ремесленники. Без них не обходится ни одна выставка мастеров рукоделья, ни один фестиваль. Они почти все лето в разъездах по другим городам области –  то на День города их зовут, то на ярмарки, то на выставки-продажи. А в Сысерти теперь без ремесленников ни одно мало-мальски значимое мероприятие не обходится – что «красный день календаря» отмечается, что спортивный праздник происходит. Все время вижу их вдвоем на таких мероприятиях. И все время мне хотелось их спросить: «Вы целый день здесь. А дома-то кто? Кто за дочкой вашей смотрит? Усталые придете сегодня домой, ужин-то вам будет?» Сейчас, наконец, задала Наталье этот вопрос.

– Сын Антон, ему 21 год. Он и приберется, и за Аришей посмотрит, и ужин приготовит. Смеемся: женится, уйдет из дома, кто нас тогда кормить будет? – весело, посмеиваясь, рассказывает моя собеседница. – Конечно, мама моя, Валентина Петровна помогает. У нас ведь и сад есть в «Зеленом уголке». Мама там второй год одна…

– Не ворчит?

– Да как не ворчать – там ведь работы много. А мы теперь совсем плохие помощники. Но мамы – на то они и мамы: поворчат да и махнут рукой – мол, идите уже к своим горшкам…

Началось все всего-то три года назад. Так-то давно задумывались: надо такую профессию на руках иметь, таким навыкам научиться, которые бы во все времена, революции и реформы давали возможность заработать на кусок хлеба, а, возможно, даже с маслом. Да и время летит – оглянуться не успеешь, как наступит период жизни, сопровождаемый словом «пенсия».

– «Гончаркой» сначала я загорелась, – рассказывает Наталья. – В феврале 2019 года случайно попали на мастер-класс в гончарную мастерскую.

– Случайно?

– Гуляли по Екатеринбургу, увидели приглашение, зашли. Нам понравилось. Скоро купили гончарный круг, и в квартире, на кухне стали делать свои первые изделия. Боже мой! Какой у нас был на кухне, в квартире бардак! Вы представляете, да? Так долго продолжаться, конечно, не могло. С марта стали искать помещение. Кто-то подсказал про это помещение: мол, сходите в администрацию – скажут, чье оно. Оказалось, оно принадлежало МУП АТП. Его директор И. Ю. Михайлов выслушал нас, понял, поддержал, чем мог – помог. Мы ему очень благодарны. Здание же по сути было заброшенным, оно даже не отапливалось. А потом Саша Савичев со своим проектом «Том Сойер фест» пришел, привели здание в надлежащий вид снаружи. Тут я со многими в городе и познакомилась – с волонтерами, активистами, ремесленниками. До этого же мы не знали никого – тыкались, как слепые котята.

Гончарка – это хорошо. Но помещение было слишком большое для одного только ремесла. Надо было еще что-то придумывать. К тому времени Наталья охладела к гончарному делу: ей казалось, не понимает она глину, не чувствует ее, не вдохновляется. И когда в мае 2020 года поехали учиться опять же вдвоем в Челябинск, решение было готово: она будет осваивать ткацкое ремесло. Почему в Челябинск? Так в нашей области они не нашли у кого поучиться.

Теперь Наталья и Леонид уже признанные мастера – ремесленники. На недавней Ирбитской ярмарке Леонид получил Диплом за 1 место, Наталья – за 2. На «Кашинском хороводе» в Богдановиче у обоих первые места. Но Наталья все же считает, что Леонид добился большего: он уже одержал победу на «Битве гончаров», его знают в Совете художников народных художественных промыслов.

– Лене гончарка как-то сразу «зашла» – как сейчас говорят. Он как-будто всю жизнь этим делом занимался… – рассказывает Наталья про своего супруга.

– Ремесла теперь в моде. Мы к корням своим стали возвращаться, – рассуждает моя героиня. – Смотрите, сколько у нас в Сысерти и в районе мастеров всяких – кто только чем не занимается! Большое спасибо надо сказать Ларисе Ивановне Мухлыниной, что она всех вывела на свет, как говорится, объединила. Мне кажется, нигде такого нет, чтобы мастера все друг друга знали, дружили, друг за друга переживали, радовались все вместе. Только не нравится мне, что ремесленников везде стали выставлять, на всех мероприятиях – больших и не очень. Боюсь, как бы у людей пресыщения не произошло. Когда много – это же приедается. Я вижу, что порой на нас уже как на обязательную декорацию к событию люди смотрят.

Когда я договаривалась с Натальей о встрече и спросила, когда, в какое время она бывает в Доме ремесел, она ответила: «Почти всегда».

– Так что же теперь для вас с мужем ткачество и гончарное дело – хобби или работа, раз вы все время здесь?

– Мы оформились в законном порядке и с ноября прошлого года здесь теперь наша основная работа.

– Как здесь, в Доме ремесел, заработать деньги?

– Это проведение экскурсий, мастер-классы. Причем, мастер-классы ведь не только мы проводим, но и другие мастера. Например, Леша Фролов учит плести корзины, Оля Чужакина рисует, Настя Лаптева из Патрушей прядет.

– Есть желающие научиться даже прясть?

– Да как еще есть… Еще мы продаем изделия на ярмарках, выставках-продажах, делаем их на заказ. Сейчас мы с вами сидим-разговариваем, а в специальной печи посуда «сидит» – Леня уехал по делам, мне наказал следить за процессом. Я до вашего прихода занималась заказом на тканый половик.

– Дети ваши еще не помогают вам. В одно время видела, что Ариша везде с вами была.

– Да, ей очень интересно вначале было, все свободное время с нами тут проводила. Сейчас подостыла чуть, но мы и не давим на нее. У Антона своя работа – он мастер на «Извести Сысерти», еще учится в Горном институте.

– Вы недавно организовали и провели фестиваль «На зеленой горке холст ткут»…

– Он был моей мечтой! Хотела созвать ткачей, чтобы мы все перезнакомились, подружились, опытом делились. В Челябинске уже такое объединение ткачей есть, хотела, чтобы и у нас было.

– Получилось?

– Около 40 человек приехало, представьте себе – из Екатеринбурга, Ревды, Ирбита. С Сысерти никто, к сожалению, не откликнулся. Мы не только ткали, еще блины пекли, блюда из яблок готовили. Было интересно, весело. Глазки у всех горели!

– Вы только-только влезли в это ремесло – и уже провели такой фестиваль! Это ж какую надо работу подготовительную провести, насколько надо быть уверенным в себе, чтобы людей из области созвать.

– Мне очень помогла методист по художественному текстилю областного центра традиционной культуры Олеся Погадаева. Она известила всех ткачей, пригласила. Я ведь никого до этого и не знала. Зато теперь многих знаю! Этнограф, исследователь традиционной народной культуры, фольклорист, автор книг Ольга Борисовна Ворончихина была в восторге от нашего мероприятия. Говорит: «Наталья, вы осуществили мою мечту!»

– А своя мечта какая?

– У нас сейчас 6 ткацких станков. Я готова учить взрослых, а особенно хочется детей, девочек из многодетных семей учить. Это в самом деле навык, который во все времена пригодится. Даст возможность заработать. Кроме того, центр традиционной культуры раз в 2 года проводит конкурсный детский фестиваль «Данилушка». Из Челябинска туда дети-ткачи приезжают, а в нашей области таковых нет – обидно. Только бесплатно я их учить не могу – нам тоже надо платить и коммуналку, и аренду. Сейчас ищу – может, грант какой есть под эту идею…

Удивительно все-таки, согласитесь: живет себе человек, живет, на работу ходит, ни о чем таком не думает. И вдруг горшки начинает ваять, на ткацком станке узоры придумывает. Всей душой в дело это влезает. Смотрю на Наталью: она, приходя в свой Дом ремесел, даже переодевается в русский сарафан: говорит – уютно в нем. Душевно. Прислушайтесь к себе: ваша душа точно на месте?

Надежда Шаяхова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь