Письмо о недопустимости размещения в СГО индустриального парка по переработке отходов пришло в редакцию от жителей южной части нашего муниципалитета.
Проблема с сортировкой и переработкой мусора обсуждается на страницах нашей газеты систематически. Мы с вами даже знакомились с опытом других стран. И тут азиаты – корейцы, китайцы, японцы явно утирают нос европейцам и американцам. И нам есть чему у них поучиться. Те же японцы из прессованного мусора строят себе новые земли.
Но и азиаты, и европейцы занимаются этими проблемами очень давно. Наша реформа еще делает только первые шаги. Которые, увы, не обходятся без ошибок. Об одной из системных ошибок мы тоже недавно писали: когда одна организация отвечает за опустошение контейнеров, а другая – за чистоту вокруг них.
Мы с вами вместе собирали пластиковые отходы. Сегодня и в Сысерти, и в других наших населенных пунктах установлен не один десяток замечательных скамеек, сделанных из переработанного пластика. Возле редакции огромный вазон, который также выполнен местным предприятием «Термопласт-Сысерть» из пластиковых отходов. Сбором пластика мы с вами занимались с 2018 года.
Можно сказать, у нас с вами есть последователи. Из департамента информационной политики Свердловской области (ДИП) на днях пришел пресс-релиз, о том, что свердловские врачи первыми в России наладили сбор пригодных к переработке отходов для развития инфраструктуры больницы. Благодаря чему элементы благоустройства установили на аллее у стационара областной клинической больницы №1. Они изготовлены из переработанного пластика, который собрали сотрудники медучреждения.
Им территорию благоустроили бесплатно с помощью компании «Уралвторма», занимающейся переработкой отходов, и экозавода «Умная SREDA», изготавливающим уличную мебель из вторсырья. Десять скамеек, девять урн и одно кашпо расположились на больничной аллее. Все выполнены из полимерпесчаного композита, являются антивандальными – тяжелые и достаточно прочные, устойчивы к ударам и способны выдержать любые погодные условия. Работу по развитию экологичного производства элементов благоустройства для нужд больницы без дополнительных денежных затрат в СОКБ №1 намерены продолжать – контейнеры для сбора пластика установлены в каждом отделении медучреждения.
Экологическая реформа в Свердловской области проводится с 2019 года. Она предполагает, что до 2030 года объемы захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) должны быть снижены в два раза, на сортировку к этому моменту должны отправляться абсолютно все отходы, а на вторичную переработку – более трети от всего объема бытового мусора. За четыре года объем сортируемого мусора на Урале увеличился с 10 до 18%, что снизило количество ТКО примерно на 50 тысяч тонн в год.
Согласно информации ДИП, за годы реформы в Свердловской области было ликвидировано более 4,5 тысячи свалок, в том числе несанкционированных. Благодаря этому удалось высвободить из-под отходов земли площадью 300 гектаров, что равно площади 375 футбольных полей. Было установлено 52 тысячи новых контейнеров, а количество контейнерных площадок увеличилось в два раза и сейчас их более 36 тысяч. Приобретено более 11 тысяч контейнеров для раздельного сбора мусора, на дуальную систему сбора мусора перешли 54 свердловских муниципалитета.
За четыре года мощности по сортировке мусора выросли на 10% – до 339 тысяч тонн. Самый большой процент от всего мусора составляют пищевые отходы – 34%, далее идет бумага – 22%, стекло – 12%, полимеры – 10%. Большую часть отходов можно переработать, для этого на Урале планируется ввести десять мусоросортировочных комплексов, распределив их равномерно по области.
Так, в рамках экологической реформы уже заработали мусоросортировочные комплексы в Алапаевске и Лесном. В 2023 году будут сданы в эксплуатацию два больших комплекса – в Нижнем Тагиле и Краснотурьинске. Продолжается строительство комплекса в Камышлове. В Красноуфимске выбран участок и готова проектная документация комплекса, которая прошла госэкспертизу. Определяется площадка под строительство комплекса для Екатеринбурга.
«На новых современных мусоросортировочных комплексах процесс работы с отходами организован настолько экологично, что не загрязняются ни земля, ни вода вблизи полигона, предусмотрена и специальная система очистки воздуха. Основная сортировка проходит автоматически с помощью сепараторов, которые позволяют достичь максимального извлечения тех ресурсов, которые годны для вторичной переработки. Остальной объем уходит на участок прессования, уплотняется в несколько раз и отправляется на полигон для захоронения.
В составе мусоросортировочных комплексов предусмотрен участок компостирования органических отходов, где с помощью биохимических процессов часть отходов будет трансформироваться в нейтральный техногрунт. Он может быть использован для изоляции слоев ТКО на полигоне и рекультивации. Направление органики на компостирование приводит к уменьшению процесса гниения на полигоне, выделения неприятных запахов и снижению негативного воздействия на почву и атмосферу.
Захоронение оставшихся отходов на мусоросортировочных комплексах проводится также как при комплексной рекультивации свалок. На полигонах укладывают изолирующий материал, который, с одной стороны, не дает проникать осадкам в тело свалки, с другой стороны, препятствует выходу метана по всей поверхности, для этого на полигоне установлены специальные трубы. На завершающем — биологическом этапе рекультивации — объект покрывается плодородным слоем почвы и засеивается травой. В последствии здесь могут быть высажены деревья и кустарники, а сама территория превращена в зону отдыха. Таким образом рекультивирована свалка под Арамилью», – сообщается в пресс-релизе ДИП.
Мы с вами помним, как было на Сысертском полигоне. Он рос, как на дрожжах. Иногда на нем случались возгорания, а задымления становились причинами страшных аварий на трассе М5.
Полигон закрыли волевым решением. Плечо вывоза мусора увеличилось. Эта себестоимость, в любом случае, ляжет на наши плечи. Для всех очевидно, что где-то нужно выбрать место для сортировки и переработки мусора, а также утилизации неперерабатываемых остатков.
Вопрос: где? Вопрос: кто будет ответственным за качество работы нового комплекса? Тут нужен компромисс между властью и обществом. Для этого нужны публичные слушания, на которых бы людям толком объяснили, где и что будет делаться. Пока этого не происходит, люди накручивают себя слухами один другого страшнее.
По информации редакции, окончательного решения, быть или не быть проекту, где и как быть – еще не принято. Будем надеяться, что важный диалог, которого так ждет местное населения, нас ждет в ближайшее время.
Ирина Летемина