В прошлую пятницу в районном управлении агропромышленного комплекса собрались сельхозпроизводители. Обсуждали, как идет заготовка кормов в условиях аномальной жары. На уровне области готовится постановление о введении чрезвычайной ситуации. Задача местных производителей – оценить свой ущерб. Будет создана комиссия, оформлен акт обследования.
В целом по округу, по состоянию на 21 июля, заготовка сена 11%, сенажа – 31%, силоса – 1% от плана. Это семь кормовых единиц на условную голову.
Снизилось и поголовье коров. Особенно в Никольском, где сменился собственник сельхозпредприятия.
Коллеги обменялись информацией, как обстановка в их хозяйствах. Директор АО «Щелкунское» Т. К. Рудометова подтвердила, что с заготовкой нынче сложно. Первый укос собрали – 30 процентов к уровню прошлого года. В 37-градусную жару сгорели все посевы. Ждут второй укос. Дожди пошли, может быть, и трава поднимется. Есть 270 тонн переходящего остатка прошлого года, благодаря которому хозяйство надеется перезимовать.
Агрофирма «Патруши» тоже собрала 15% сена и 30% сенажа от плана. Ждут однолетку, ждут, когда отойдет люцерна. Заложили одну яму гороха, а было их две.
Агрофирма «Черданская» сравнивает урожайность: в 2022 году было 100 центнеров с гектара, а нынче всего 30.
Аналогичная ситуация и у других предприятий и фермеров.
В сельхозуправлении напомнили селянам о различных субсидиях. В том числе нынче появилась новая. Предприятиям и фермерам государство возмещает половину затрат при строительстве или приобретении служебного жилья для своих специалистов. И щелкунцы уже готовятся войти в это программу.
Кадров на селе не хватает. И одной профориентационной работой тут не поможешь. А вот жилье может стать хорошим стимулом для привлечения специалистов.
Помимо запланированных вопросов селяне обсудили то, что их сегодня особенно волнует. Для многих бичом становится бродячий скот.
– Два года в Верхней Боевке даже собрание не проводится по организации табуна для частного скота, – говорит фермер Ю. Л. Устинов. – Нет пастуха и коровы ходят бесконтрольно. Не столько съедят посевов, сколько перетопчут. Скотина ест обработанные посевы. А потом это молоко продается тут же в деревне. И ни одну организацию: ни роспотребнадзор, ни прокуратуру, эта проблема не волнует.
Для того, чтобы идентифицировать, чья корова, где пасется, с сентября вводится обязательная маркировка рогов. Правда, пока не понятно, спасет ли это ситуацию. Потому что и сегодня пострадавшая сторона знает, чья скотина портит посевы.
В разделе разное обсудили и возможный вывод 600 гектаров земли в южной части СГО под строительство современного мусоросортировочного комплекса. 238 га из них не принадлежат никому, остальное – банку «Агропромкредит». По инфоримации южан, этот вопрос и лоббирует банк.
В свое время земля была в залоге при предоставлении кредитов селянам. И за долги перешла банку. По существующему генеральному плану это – сельхозземли. Действующим сельхозпроизводителям, в том числе грантополучателям, земли не хватает. Поэтому присутствующие на совещании категорично против перевода сельхозземли.
Фермеры задают справедливый вопрос: более 20 лет земля находится в собственности банка и не используется по назначению. Почему она до сих пор не изъята? У нас много нуждающихся, а 238 гектаров никому не переданы.
По этому поводу уже есть обращения в областное министерство сельского хозяйства, в областную прокуратуру.
Ирина Летемина