
На вопросы журналиста отвечает заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов.
– Как продвигается экологическая реформа, которая идет 5-й год, результатом которой должна стать модернизация сферы сбора, переработки и утилизации мусора?
– По итогу года мы перейдем планку в сортировке 40% отходов, которые образуются в Свердловской области. К 30 году мы должны все 100 отходов сортировавть и как минимум в два раза сократить объемы захоронения. Весной завершили строительство мусоросортировочного комплекса в Краснотурьинске, в декабре завершим строительство в Нижнем Тагиле. Этим закрываем на 100% север Свердловской области.
Исторически сложилось, что определялся земельный участок, карьер, куда весь мусор свозился и забывался навсегда. Все гниет, разносится ветром, горит. С началом реформы у нас было 368 таких полигонов, а осталось 37. 90% мы исключили, они уже не функционируют, идет их постепенная ликвидация, рекультивация. Мы строим теперь совершенно новую инфраструктуру. Целевые показатели к 30 году – 50% на переработку, максимум 50 – на захоронение. Но мы уже понимаем, что 80-85% всех отходов можно пустить в переработку. Где-то идет энергетическая утилизация, то есть сжигание, производство электроэнергии, мы по этому пути не пошли, мы предпочитаем максимально направлять в переработку, строим экономику замкнутого цикла. Все равно проценты хвостов останутся, которые пойдут на полигоны, но это уже не миллионы тонн. Если изменить класс опасности, золу можно использовать в дорожном строительстве, переработке. Вторичные ресурсы лучше, чем первичные.
– Очень часто люди скептически относятся к тому, что вблизи ареала их проживания появится что-то, связанное с мусором. Как людей можно успокоить?
Все объекты, которые строятся, они на достаточно большом удалении. Если возьмем санитарно-защитную зону от полигона, она всего лишь 500 метров. Санитарно-защитная зона от мусоросортировочного комплекса, если он до 40 тысяч тонн в год, 500, свыше 40 тонн – 1 км. Мы все объекты новые пытаемся разместить на удалении 4, 5, 10 км от населенных пунктов. В обязательном порядке смотрим, чтобы не было особо охраняемых природных территорий, источников водоснабжения, краснокнижных животных, чтобы была транспортная доступность, чтобы не было влияния на человека, в том числе приаэродромной территории. Кольцово – крупный аэропорт, трафик большой, это очень опасно с точки зрения полетов.
В планах по западной зоне деятельности регоператора – Первоуральск и Красноуфимск, документы готовы, проекты прошли все экспертизы, сейчас источники финансирования определяем. У нас строится в Камышлове сортировочный комплекс на восточную зону, в сторону Тюмени, в проектах завод в Сухом Логу, Ирбите и мы определились с шорт-листом земельных участков под сортировочный комплекс для Екатеринбурга, Екатеринбургской агломерации, 4 участка определено. Сейчас идут последние изыскания, последние анализы возможно ли пройти этап предпроектных работ и приступить к проектированию, к изучению самого объекта. В ближайшем будущем с этим определимся, и будет об этом объявлено.
В 2030 году уже должны быть результаты. Последний год ввода в эксплуатацию всех этих объектов – 2029. Мы планируем на пару лет пораньше, чтобы был задел, мало ли какие сложности могут возникнуть, хотя оборудование импортное мы заместили оборудованием либо российского производства, либо из дружественных стран, которые имеют возможность поставлять.
Из Турецкой республики техника достаточно себя зарекомендовала, из Китая тоже достаточно много техники работает в РФ.
Раздельный сбор мы выделили в два направления: для активистов у нас присутствуют порядка 50 пунктов приема вторсырья, но до них надо доехать. Допустим, возле Меги принимают 14 фракций, в «НеМузее мусора» – больше 100 фракций. Минимальный набор для раздельного сбора – это дуальная система, пищевые, непищевые, либо дополнительно еще ставится сетка для пластиковых отходов. Макулатуру сложнее собирать. Она меньше, подвержена осадкам, а пластиковые отходы спокойно пережидают непогоду и потом идут на переработку. Мы на днях получили протокол министерства природных ресурсов РФ, что заявка Свердловской области на 2024 год на федеральное субсидирование, приобретение контейнеров прошла отбор. Сейчас ждем только распоряжение по объемам финансирования.
По материалам телепрограммы «Стенд»
