Очень хорошо понимаю жителей южной стороны района – Никольского, Верхней Боевки, Новоипатова, Щелкуна, которые протестуют против строительства мусороперерабатывающего завода и полигона недалеко от их населенных пунктов. У нас почему-то всегда одно и то же: на бумаге все красиво, а на деле ТАКОЕ получается, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Помните, как нас «обрабатывали» чиновники и предприниматели различных уровней перед вводом платы за вывоз твердых бытовых отходов? Какие картинки рисовали, какие доводы приводили, как убеждали нас в том, что они, собирая деньги с населения, морального права не будут иметь работать плохо. Уж за деньги-то с уборкой и вывозом мусора все у нас будет «чики-пуки»: чисто, красиво. А на деле? Практически все жители населенных пунктов района утонули в мусоре. За собственные же деньги.
В той части северного поселка в Сысерти, где я живу, по улицам организован помешковый сбор. Могу ответственно сказать, что у нас по улицам теперь мусор не валяется. Действительно стало чище. Ну, если собака какая-нибудь не успеет разорвать пакеты до приезда мусоровоза. На улицах теперь очень редко где увидишь даже брошенные пластиковую или жестяную банку. Другое дело лежащие годами и десятилетиями прямо на улице стройматериалы, репей, лебеда и крапива в рост человека у каждого третьего дома, по проулкам, вдоль дорог. Но это – «другое дело».
А что делается на всех контейнерных площадках? – это просто ужас. В Сысерти люди ревмя ревут от контейнерных площадок на улице Кремлевской у железной дороги, на улице Большевиков, во дворах почти всех многоэтажных домов. Грязь, гниль, вонь, ямы с отвратительной жижей с грязью на месте, куда жители грудят крупногабаритный мусор, а потом его оттуда убирают тракторами, загребая и землю под ним. Ямы все глубже и глубже…
Грязно и на новых, современных площадках с контейнерами для раздельного мусора. Проходила недавно около такой площадки на улице Быкова, в историческом центре. Весь плиточный тротуар в грязных липких темных пятнах, везде валяется мелкий мусор, вонь. Туристы брезгуют подходить по этой грязи к самим контейнерам и бросают банки, бутылки и пакеты «прицельно», с издалека. Кто-то попадает в контейнеры, кто-то нет.
Точно такая же ситуация, если не хуже, в деревнях, поселках, селах. Каждая контейнерная площадка – это просто, говоря понятным русским словом, – помойка.
И ведь все понимают, почему ТАК происходит. Потому что за уборку мусора отвечают ДВА исполнителя. «Спецавтобаза» опустошает контейнеры, а муниципалы должны убирать на контейнерных площадках то, что остается после мусоровозов. Но ведь давно известно: у семи нянек дитя без глазу.
Недавно наблюдала из окна отеля в одном из городов. 6 часов утра, подъезжает мусоровоз, двое рабочих подкатывают к нему контейнеры, а третий сразу же берется за метлу и выметает все, что было под контейнерами и вокруг и лопатой скидывает все это в один из уже опорожненных контейнеров. Потом закатывают контейнеры на место. 5 минут – и на месте, где были горы мусора – чистота. Понятная и простая технология. Что тут непонятного? Это ведь как надо постараться, чтобы жители за собственные деньги утонули в мусоре?
Поэтому я очень хорошо понимаю жителей южных деревень района, протестующих против строительства мусороперерабатывающего завода и полигона. Ведь заранее понятно, что исполнение проекта будет таково, что в итоге вся округа условно говоря на 10 километров вокруг будет загажена. А чиновники и исполнители будут пожимать плечами: «Никогда такого не было, и вот опять»…
Надежда Шаяхова