Главный федеральный инспектор разобрался в ситуации вокруг строительства цеха оцинковки в Бобровском. Подрывом мощи государства назвал действия общественной организации «Чистый двор» в поселке Бобровский Сысертского района Главный федеральный инспектор в Свердловской области Виктор Миненко. Он провел выездное совещание, на котором были рассмотрены проблемы, изложенные в письме организаторов массовых акций протеста.
Не первый месяц в поселке Бобровский кипят страсти вокруг стройки цеха оцинковки ЗАО «Уральский завод металлоконструкций – УМЕКОН». По словам инициатора многочисленных акций протеста представительницы организации «Чистый двор» Светланы Ефановой, ее не устраивает, что завод-застройщик не согласовал «с жителями поселка Бобровский проект строительства». Жительница Екатеринбурга уверена: раз не были проведены общественные слушания по данному вопросу, значит, производство неминуемо нанесет вред красивейшему месту региона, исторически служащему местом отдыха жителей Екатеринбурга». Кроме того, женщину возмущает вырубка леса на участке земли, который несколько лет назад был, на ее взгляд, незаконно переведен из категории земель сельхозназначения в земли промышленного использования. Не нравятся общественнику и подготовительные мероприятия в рамках строительства нового производства. С просьбой вмешаться в конфликт Светлана Ефанова обратилась к Главному федеральному инспектору в Свердловской области аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Виктору Миненко.
На выездном совещании при Главном федеральном инспекторе, которое прошло в Сысерти, присутствовали муниципальные руководители и представители государственных ведомств, в том числе — отвечающих за экологическую безопасность. Глава Сысертского городского округа Вадим Старков сообщил, что территория, на которой запланировано строительство цеха оцинковки, находится в частной собственности (в 2009 году ЗАО «УМЕКОН» приобрело на аукционе 16 га земли, предложив самую высокую цену среди участников торгов). Участок земли расположен за границами поселка Бобровский, поэтому местная власть по действующему законодательству не может требовать с застройщика проведения общественных слушаний для согласования с жителями места будущей застройки. Кроме того, глава муниципалитета отметил, что собственник имеет право распоряжаться своим имуществом так, как ему нужно, в том числе — частично освобождать землю от насаждений, мешающих строительству. Законных причин вмешиваться в деятельность предприятия, отметил глава, нет. Единственным поводом для вмешательства стали преждевременные работы на участке по строительству фундамента будущего цеха. Сегодня стройка остановлена, так как у завода «УМЕКОН» на сегодняшний день нет разрешения на строительство.
— Если экспертиза выдаст разрешение, то и мы, в соответствии с законодательством, не сможем запретить строительство, — пояснил он.
Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Илья Власов доложил Главному федеральном инспектору, что размеры экологической «катастрофы», о которых заявляет Светлана Ефанова, мягко говоря, преувеличены. Проект строительства цеха оцинковки прошел экспертизу и получил положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. Размеры будущего цеха оцинковки составят 66 метров в ширину и 120 метров в длину. Его санитарно-защитная зона умещается в радиусе 100 метров.
— По уровню шума защитная зона составит от 113 до 146 метров, — уточнил Илья Власов.
Он сообщил, что по требованию организации «Чистый двор» его ведомство пять раз возвращалось к пересмотру размера санитарной зоны будущего производства, но всякий раз цифра оставалась неизменной — 100 метров (отсчет ведется от стены цеха, а не от оградительного забора территории). Представитель Роспотребнадзора сообщил, что проектом строительства цеха оцинковки предусмотрена установка очистных сооружений, исключающих попадания каких бы то ни было жидкостей в почву. Наиболее опасные технологические жидкости в обязательном порядке будут вывозиться для утилизации на специализированные предприятия.
Выбросы в атмосферу будет контролировать австрийская установка, имеющая разрешительную документацию на эксплуатацию в Российской Федерации. Технические характеристики оборудования производства австрийской фирмы «INGENIA», по оценкам государственных экспертов, соответствуют строгим экологическим стандартам Европы. Отметим, только на территории Бельгии цехов горячей оцинковки установлено 20, т.е. столько, сколько во всей России. А в Германии их — 180, в Италии — 98, Франции — 60. Причем, безопасность там отработана так, что в пятидесяти метрах от цеха оцинковки немецкие фермеры безбоязненно выращивают сельскохозяйственные культуры и живут со своими семьями.
— Небольшой цех в Бобровском, — рассказал гендиректор «УМЕКОНа» Юрий Ставицкий, — позволит трудоустроить до 250-300 человек, а также решить проблему поселка с обеспечением питьевой водой и отоплением. Ко мне уже сейчас обратилась инициативная группа жителей п. Поварня за помощью в проведении газопровода длиной 300 метров. Все это можно будет решить, если предприятие будет работать. Сейчас проект строительства цеха, — сказал директор, — находится на федеральной экспертизе. Пока он не одобрен, строительство не ведется.
Юрий Ставицкий рассказал, что суды двух инстанций подтвердили право завода, как собственника земельного участка, распоряжаться лесными насаждениями на свое усмотрение, в том числе — вести их вырубку:
— Мы не собираемся уничтожать весь лес. Нам он самим нужен для защитных и эстетических потребностей. Мы вынуждены были очистить территорию лишь под строительную площадку. Больше вырубки леса не планируется.
Генеральный директор ЗАО «УМЕКОН» рассказал, что, выбирая проект будущего цеха оцинковки, он объехал всю Европу и Китай, побывал на многих аналогичных предприятиях, познакомился с их экологической безопасностью. Выбор был сделан в пользу австрийского производителя оборудования для оцинковки металлоизделий. Австрия славится не только своей экологической чистотой, но и инновационными разработками. Оборудование фирмы «INGENIA», созданное по принципу «капсула в капсуле», сегодня установлено по всей Европе. Особенно много его в Германии, отличающейся высоким уровнем инновационных производств и… дороговизной земли.
— Именно по этой причине в Германии цеха оцинковки занимают очень малые земельные площади. Они точечно расположены даже среди католических костелов и фермерских хозяйств, на которых стоят коттеджи самих фермеров. С крыши одного из таких цехов мы наблюдали, как буквально в ста метрах пасутся коровы, зреет кукуруза, какой урожай немцы выращивают в своих личных огородах.
Заводу «УМЕКОН» исполнилось 60 лет, и с темой оцинковки мы знакомы давно. Ничего угрожающего в подобных цехах нет. Австрийский проект отличается от остальных только в лучшую сторону. Его преимущество в том, что процесс оцинковки происходит не как обычно в открытом цехе, а в дополнительной «капсуле», из которой при помощи мощной вытяжки удаляются испарения. Очищение происходит уже над цинковыми ваннами, благодаря чему создается разряжение (отрицательное давление), препятствующее образованию вредных веществ на поверхности ванн. Вот почему внутри цеха немецкие рабочие не защищаются ни противогазами, ни респираторами. А там с охраной труда очень все серьезно, поверьте мне, – убеждает гендиректор «УМЕКОНа» Юрий Ставицкий. – В противном случае немецкие профсоюзы устроили бы моментальную остановку производства.
Кроме того, австрийский проект привлек нас такими инновациями, как высокоэффективная «мокрая» очистка фильтруемого воздуха, система рукавных фильтров, техническими решениями, препятствующими розливу технологических жидкостей. Особенно мы гордимся проектом ливневых очистных сооружений. Представьте себе, мы будем собирать даже дождевые и талые воды для последующего использования в технологии! Я перечислил только те моменты, которыми данный проект отличается от других, и так достаточно безопасных технологий горячей оцинковки.
Руководителя предприятия поддержал глава Бобровской сельской администрации Владимир Чернохатов, который отметил, что в поселке проживает 4600 человек, из них 700 являются безработными. Создание рабочих мест позволит снять социальное напряжение, новое производство благоприятно отразится на инфраструктуре поселка. «УМЕКОН», даже еще не построившись, уже помогает поселку в решении текущих проблем. Несколько лет за счет предприятия здесь работает спортивная секция для детей, оказывается материальная помощь детскому саду, школам.
В рамках встречи Виктор Миненко заслушал представителя межрайонной природоохранной прокуратуры, который сообщил, что за строительством цеха оцинковки ведется строгий контроль.
В конце беседы Светлана Ефанова призналась, что она лично не сомневается в подлинности и качестве положительной экологической экспертизы, полученной заводом:
— У меня, собственно и не было больших вопросов к «УМЕКОНу». А разъяснений требовала не я, а жители Бобровского, чьи интересы я здесь представляю.
Подводя итоги совещания, Главный федеральный инспектор отметил, что, несомненно, общественность должна принимать активное участие в обсуждении перспективных проектов, связанных с возможными экологическими рисками. Но при этом нельзя экологический контроль превращать в борьбу с инновационными проектами:
— Эти проекты как воздух нужны области, они позволяют решать социально-экономические проблемы региона. Деструктивные силы всегда готовы обгадить любое хорошее начинание! Не нужно подогревать общественность, дестабилизировать ситуацию, выводя людей на улицу. Судя по наличию государственных экологических экспертиз, никаких рисков в строительстве цеха оцинковки в Бобровском нет. Есть подрыв мощи государства деструктивными силами! Я бы попросил общественную организацию Светланы Ефановой не наводить смуту, а поддержать данный проект и вместе с собственниками предприятия решить реальные проблемы людей, связанные с бесперебойным получением электроэнергии, отопления, газа, воды. Встаньте на сторону созидателя, на сторону добра, хватит разрушать! А вот когда заработает предприятие — тогда и потребуется помощь общественности в экологическом контроле. Сегодня в Бобровском не существует экологических причин выводить людей на уличные протесты. Не будет их и в будущем, — подчеркнул Главный федеральный инспектор Виктор Миненко.
Р. Горяев